Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала предварительное расследование инцидента с компанией Groupon, в рамках которого продавец скидок был вынужден внести изменения в собственную отчетность за четвертый квартал прошлого года. Компания утверждает, что неправильно рассчитала основные финансовые показатели и осознала ошибку только спустя несколько месяцев. Инвесторы, однако, отреагировали незамедлительно: капитализация Groupon сократилась за одну торговую сессию почти на 2 млрд долл.
Об изменении отчетности за последний квартал 2011 года Groupon сообщила в минувшую пятницу после закрытия торгов в США. Ссылаясь на то, что она стала предлагать больше скидок на товары и услуги с высокой стоимостью (авиабилеты, туристические путевки), компания заявила, что не сумела правильно просчитать собственные операционные расходы и построить адекватную модель возврата средств (недовольные клиенты могут вернуть компании купленные купоны и получить назад свои деньги). В связи с этим расходы Groupon оказались выше заявленных в отчетности, что, в свою очередь, привело к увеличению убытка с 42,7 млн до 65 млн долл. за указанный период.
Подобное, пусть и не очень существенное с фундаментальной точки зрения, изменение отчетности вызвало крайне бурную реакцию участников рынка: в понедельник акции Groupon потеряли около 17% своей стоимости, уменьшив капитализацию продавца скидок почти на 2 млрд долл. Масла в огонь подлило то, что Groupon, торгующаяся с ноября прошлого года, успела уже в третий раз исправить свою финансовую отчетность. К тому же в своем пресс-релизе компания, по сути, признала наличие "существенных недостатков во внутренних инструментах контроля" отчетности.
Произошедшая история стала плодородной почвой для многочисленных разговоров на тему, способен ли менеджмент Groupon справиться с быстрым ростом бизнеса - по итогам 2011 года ресурс заработал 1,62 млрд долл., хотя его чистая прибыль в 2009 году составила менее 15 млн долл. На помощь Groupon в подобных спорах пришли многочисленные банковские аналитики, которые хоть и пожурили компанию за произошедшее, однако сохранили свои оптимистичные прогнозы касательно ее будущего. "Мы не считаем, что пересмотр финансовых показателей и присутствие существенных недостатков во внутренних инструментах контроля являются свидетельствами фундаментального ухудшения бизнес-модели Groupon... Мы уверены, что эта история является следствием динамично растущего объема предложений на скидочных сайтах и экстремально быстрого роста бизнеса за короткий отрезок времени", - пишут аналитики JP Morgan.
Тем не менее источник в крупном западном инвестиционном банке сообщил, что банковское сообщество отреагировало на произошедшее весьма болезненно, многие эксперты всерьез задумались над правдивостью финансовой отчетности ряда компаний сектора. "Изменение финансовых показателей за уже прошедший период поставило под сомнение легитимность бизнес-моделей многих интернет-компаний. Возник очень большой вопрос на счет доверия рынка к остальным участникам сектора, что является крайне тревожным признаком", - пояснил источник.
Groupon позволяет зарегистрированным пользователям приобретать скидочные онлайн-купоны на различные товары и услуги. В настоящее время компания представлена в 35 странах мира. В конце 2011 г. американский Groupon привлек 700 млн долл. в результате крупнейшего после Google интернет-IPO.