Производство ядерного топлива в Украине начнется гораздо позже, чем заявлялось до сих пор. Вчера глава госконцерна "Ядерное топливо" Татьяна Амосова заявила, что Россия и Украина назначили дату запуска завода ядерного топлива. По ее словам, в 2015 г. новое предприятие приступит к изготовлению тепловыделяющих сборок (ТВС) - топлива для АЭС - и только к 2020 г. начнет выпуск элементов для производства ТВС - циркониевых комплектующих, топливных порошков и таблеток. Проектирование завода закончится в следующем году, а строительство будет длиться в течение последующих трех лет, пишет "Коммерсант-Украина".
Фактически даты запуска производства сместились на два года - до сих пор стороны заявляли, что начнут выпуск ТВС в 2013 г., а полное производство - в 2017 г. Именно такие сроки указывались в условиях конкурса по выбору партнера для строительства предприятия, победителем которого стал российский ТВЭЛ. В частности, к 2013 г. предприятие должно было иметь возможность выпускать топливные стержни и ТВС в эквиваленте 200 т урана в год, а также располагать мощностями для производства циркониевых и нержавеющих комплектующих изделий в эквиваленте 400 т урана в год. Уже в 2017 г. предприятие должно было начать производство топливных таблеток в эквиваленте 400 т урана в год.
Исполнительный директор дирекции по связям с общественностью ТВЭЛ Иван Дыбов вчера не объяснил причины переноса срока ввода завода в эксплуатацию. "Мы выполняем все свои работы в соответствии с графиком и планом, согласованными с концерном "Ядерное топливо",- отметил он.
Не комментируют официально этот вопрос и в пресс-службе Минэнерго. Однако высокопоставленный источник издания в министерстве рассказал, что главной причиной переноса сроков стали проблемы с передачей российской стороной Украине технологических данных, необходимых для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО). Сначала предполагалось, что все работы возьмет на себя украинский институт "УкрНИПИпромтехнологии", который ТВЭЛ обеспечит информацией, необходимой для подготовки ТЭО. Но после длительных переговоров к разработке ТЭО в качестве субподрядчика был привлечен еще и российский Государственный специализированный проектный институт. Еще одна причина задержки строительства - отсутствие в Украине производства циркониевых сплавов и проката, которые используются в производстве ТВС. "Пока в этом направлении не сделано достаточных усилий, несмотря на то, что Украина обладает всеми необходимыми технологиями",- пояснили в министерстве. Там утверждают, что для ускорения процесса Украина, возможно, воспользуется опытом и финансовыми возможностями третьих стран, скорее всего - Китая.
Член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма отмечает, что перенос сроков полного ввода мощностей завода выгоден российской стороне. Он напоминает, что ТВЭЛ поставляет Украине ядерное топливо на сумму 608,1 млн долл. в год, что составляет 54,9% общего объема экспорта компании. "Каждый лишний год закупки хотя бы части комплектующих в России - это дополнительная прибыль ТВЭЛ",- говорит Гудыма. Член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский отмечает, что задержка с введением завода в эксплуатацию позволяет России более уверенно чувствовать себя и в газовых переговорах с Украиной. "Недавно Кабмин заявил о намерении резко снизить зависимость от российского газа к 2017 г. Не в последнюю очередь это было продиктовано тем, что именно к 2017 г. мы должны были начать производство своих тепловыделяющих элементов",- говорит Пашинский. Снизить потребление газа планировалось за счет перевода части предприятий на электроэнергию. В частности, в Минэнерго заявляли, что на этот источник могут перейти метпредприятия и котельные.