По заключению коллегии Счетной палаты, Министерство топлива и энергетики не обеспечило в 2008-2010 годах рационального и эффективного использования средств госбюджета на строительство Днестровской ГАЭС. Об этом говорится в отчете Счетной палаты.
Этот объект возводится уже более 27 лет, и при этом, как установлено в ходе соответствующего аудита, сроки завершения строительства и ввода в эксплуатацию постоянно переносятся. На время аудита введен в действие лишь один гидроагрегат Днестровской ГАЭС вместо трех, как это предусмотрено Планом мероприятий на 2006-2010 годы по реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года.
Согласно отчету, срыв графика строительства привел к увеличению стоимости работ в 2006-2010 годах в 2,4 раза - с 3 млрд 547, 1 млн грн до 8 млрд 457, 6 млн грн.
В 2009-2010 гг. министерство самостоятельно, при отсутствии соответствующих оснований и необходимых обоснований, уменьшило утвержденный Правительством объем капитальных вложений в строительство Днестровской ГАЭС на 72 млн грн.
При отсутствии контроля со стороны Минтопэнерго как главного распорядителя бюджетных средств ОАО "Укргидроэнерго" в качестве заказчика строительства допустило ряд нарушений при использовании государственных средств на общую сумму свыше 3,2 млн гривен, говорится в отчете.
Аудитом установлено, что из-за бесконтрольности со стороны Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) и вопреки действующему законодательству коммерческая структура ОАО "Днестровская ГАЭС" (ГЭС-2) самовольно установила завышенные цены за электроэнергию для строительства и эксплуатации Днестровской ГАЭС. Так, согласно отчету Счетной палаты, ГЭС-2, которая вырабатывает электроэнергию для нужд строительства, реализовывала ее ОАО "Укргидроэнерго" по завышенному тарифу. Вместо утвержденных НКРЭ 10,71 коп. за 1 кВт.ч, электроэнергия отпускалась по цене от 58,3 коп. до 63 коп. за 1 кВт. час. Как следствие, затраты на строительство первой очереди Днестровской ГАЭС за 2008-2010 годы выросли более чем на 8,85 млн грн.
Коллегия Счетной палаты отметила необходимость законодательного и нормативного урегулирования вопроса оплаты предоставленных гидроаккумулирующими станциями услуг по стабилизации энергетического рынка.
Миненергоугля предложено обеспечить действенный контроль за соблюдением ОАО "Укргидроэнерго" сроков строительства Днестровской ГАЭС, использованием государственных средств, а также решить имущественные вопросы с целью уменьшения затрат на строительство гидроаккумулирующей станции и обеспечения эффективной работы Днестровского гидроэнергетического комплекса.