Искусство сделки для Порошенко или О чем говорить с Трампом
Первая встреча Петра Порошенко с Дональдом Трампом будет иметь решающее значение в том, какой будет политика Вашингтона в отношении Украины в ближайшие четыре года. Поскольку Трамп - особый случай среди глав государств, подход к нему тоже должен быть особым.
Случай нардепа Андрея Артеменко, передавшего команде Трампа свой вариант сделки касательно украинского кризиса, демонстрирует, насколько важно Порошенко встретиться с президентом США как можно раньше. После предания "плана Артеменко" огласке и резкой реакции на него как из Киева, так и из Москвы, вряд ли Белый дом будет серьезно рассматривать этот вариант. Тем не менее, случай показывает, что разные силы ищут подходы к Трампу, и не все они дружественны Украине. При этом Порошенко надо четко понимать свой вариант сделки.
Как и следовало ожидать, первый телефонный разговор Порошенко с Трампом не принес какого-либо прорыва. Точно так же, как и не могло быть никакой сделки между Трампом и Путиным об ослаблении санкций по результатам телефонного разговора.
Возможна ли сделка с США?
Недаром самая известная книга Трампа называется "Искусство сделки". Он уважает сделку, ценит личные договоренности, следует им и, конечно же, верит в свою способность договариваться, как никто другой в мире. Понятно, что Украина больше нуждается в США. И потому центральный вопрос: а что может Украина предложить Соединенным Штатам такого, что имело бы для Трампа значение.
На Банковой это понимают, потому и написали в сообщении по итогам телефонного разговора: "Петр Порошенко высказался за активизацию экономических и деловых связей, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и росту благосостояния граждан обоих стран". Будем надеятся, что в АПУ смогут придумать что-то конкретное в этом направлении. С одной стороны, Трампа должно порадовать положительное сальдо торговли товарами с Украиной - в 2016 году оно составило 0,5 млрд долларов, по данным Бюро переписи населения США. С другой стороны, в общей структуре торговли США экспорт товаров в Украину занял всего 0,07%.
В отличие от премьера Японии Синдзо Абе, Порошенко не сможет указать на 150 млрд долларов новых инвестиций в США. По данным Госстата, Соединенные Штаты по прямым инвестициям в Украину попадают в категорию "Другие страны". Даже опытом сооружения стены на границе Украина и то не может поделиться.
Всегда есть вариант начать с себя и открыть фабрику "Рошен" в США. Исходя из того, как Трамп хвалит компании, которые пообещали расширить производство в его стране, это могло бы быть сильным ходом. Только верится в это с трудом.
"Террористическое государство №1"
Как сказал председатель комитета Бундестага по вопросам внешней политики Норберт Рёттген, у Трампа есть представление об Америке, но нет представления о Западе. Так что апеллировать к западным ценностям, говоря о том, что Россия нарушила международное право, нарушает права человека в Крыму и на Донбассе, что она дестабилизирует международную систему, не имеет смысла. Делать упор на том, что война забрала жизни более 10 тыс. чловек, тоже не стоит. Как доказал журналист Fox News Билл О’Рейли, назвавший Путина "убийцей", на Трампа это не действует - последний ответил на это: "Вы думаете, что наша страна такая невинная?".
Возможно, даже имеет смысл не вспоминать Будапештский меморандум. Это пример того, что Москва не уважает заключенные сделки. Но, если речь зайдет об этом, Трамп быстро поймет, что Будапештский меморандум - сделка несравнимо хуже, чем соглашение по ядерной программе Ирана. Ведь в меморандуме содержатся только заверения без каких-либо уточнений, как они будут реализоваться, а также не подкрепленные санкциями за его нарушение. В этом отношении Порошенко, конечно, может все валить на предшественников. В целом, конечно же, есть смысл дать Трампу понять, что Путин - это человек, который не уважает договоренности.
Борьба с "радикальным исламистским экстремизмом" - краеугольный камень внешней политики Трампа. В одном из интервью он назвал Иран "террористическим государством №1". Украине очень бы помогло, если бы Трамп убедился, что у России нет серьезных намерений бороться с терроризмом. Аргументов здесь можно найти много. Москва последовательно поддерживает Дамаск, который создал условия для расцвета исламизма в Сирии - ведь это давало оправдание режиму силовыми методами расправляться с оппозицией.
Правительственные войска Сирии в 2013-2014 годах фактически действовали заодно с "Исламским государством" (ИГ), не атакуя друг друга. А ВВС России в этой стране атаковали повстанцев намного больше, чем боевиков ИГ. Кроме того, Порошенко есть смысл доказать Трампу, что Путин не только способствует терроризму на Донбассе, но речь там идет еще и об исламистском терроризме в исполнении чеченцев Рамзана Кадырова.
В свое время отправка контингента ВСУ в Ирак помогла Леониду Кучме преодолеть прохладность в отношениях с США, возникшую в результате скандала с "Кольчугами" (украинские станции радиотехнической разведки, в продаже которых Ираку в США обвиняли Кучму). Исходя из того, как Трамп сейчас оценивает войну в Ираке, Порошенко не следует вспоминать об этом. Но есть смысл предложить помощь в борьбе с ИГ. В конце января президент США дал Минобороны месяц на подготовку стратегии уничтожения этой организации. Все зависит от того, что будет в этом плане. Но, если Украине и есть что предложить Трампу, так это свое, пусть небольшое, но участие в этом плане. При этом надо понять, что именно Украина может предложить, и быть действительно готовым это предоставить. Хотя существует опасность, что в Украине не все с восторгом воспримут, например, отправку за границу ограниченного контингента, когда идет война на Донбассе, но это может быть самым сильным ходом Порошенко в переговорах с Трампом.
Победитель или неудачник
В Белом доме первый разговор двух президентов назвали "очень хорошим". Но это мало что значит, ибо точно так же президент США характеризовал разговор со своим мексиканским коллегой Энрике Пенья Ньетой.
Очень важно, какое представление составит Трамп о самом Порошенко. 45-й президент США делит всех людей на победителей и неудачников, на тех, кто достиг успеха и тех, кто оказался для этого слабаком. Близость жизненного пути Трампа и Порошенко может помочь им сблизится: оба построили большие бизнес-империи, оба пришли в политику из бизнеса и достигли наивысшей ступени - главы государства. В этом отношении тоже существует опасность, если Трамп увидит в Порошенко того, кем он стать не хочет. Ведь сказать, что нынешний президент Украины сделал страну великой, было бы не более, чем озвучить "альтернативный факт".
Глобальные решения в отношении Украины Трамп, очевидно, будет принимать после встречи не только с Порошенко, но и с Путиным, а также, скорее всего, Ангелой Меркель. Потому основным значением первых переговоров между президентами Украины и США будет создание образа Украины, а также конфликта на Донбассе и вокруг Крыма у главы Белого дома. Ведь, исходя из его изречений по этому поводу, представление об этом всем он имеет очень и очень смутное.
Многое зависит от кого, кто именно будет отвечать за подготовку брифинга для Трампа об Украине и конфликте с Россией. Будет ли это новый советник по нацбезопасности генерал Герберт Рэймонд Макмастер, главный стратег Стивен Бэннон, советник и зять Трампа Джаред Кушнер или кто-то другой. Пока неясно, кто будет отвечать за связи не только с Украиной, но и, после отставки предшественника Макмастера Майкла Т. Флинна, с Россией. Слово "хаос" часто упоминается в отношении работы администрации Трампа. Важно также, будут ли в эту подготовку вовлечены Госдеп и Министерство обороны - уже не раз случалось, что профильные министерства оставались не у дел.
Но не меньше зависит и от самого Порошенко, от того, сможет ли он создать впечатление, что не является слабаком, что нынешнее руководство Украины достигло успехов на пути к тому, чтобы "сделать Украину великой". Это будет сложно. Сколько было создано новых рабочих мест? Украина в 2016 году может похвастаться ростом ВВП около 2% - и это после глубочайшей рецессии. И хотя экономика США показала в прошлом году немного худшие показатели, в свое время Трамп жаловался на слишком низкие темпы роста экономики США, которые далеки от его цели в 4%.
Дональд Трамп с юности следует философии “hit back harder” - бить в ответ сильнее, чем ударили тебя. Так что он может оценить разнообразные судебные процессы Украины против России в международных и иностранных судах. Но при этом то, как правительство способствует развитию ВСУ, может не впечатлить человека, распорядившегося начать "великое восстановление" вооруженных сил США. Никто не будет спорить, что между украинской армией сейчас и в первой половине 2014 года - большая разница. Но при этом, как заявил в конце января Порошенко, в прошлом году правительство профинансировало оборонный комплекс лишь почти на 60%.
А что же просить Порошенко? Очевидно, чтоб США не прекращали поддержку Украины. Кроме этого, есть смысл вспомнить летальное оружие. В этом вопросе Трамп, который искренне не видел ничего плохого, если Япония или Южная Корея получат ядерное оружие, может занять совершенно другую позицию, чем его предшественник Барак Обама. Если у Порошенко есть намерение изменить "нормандский формат" или Минские соглашения, то новая администрация США - это лучший шанс. При этом, конечно, надо понимать, что партнерам в ЕС такая инициатива может совсем не понравиться.