Bloomberg Markets составил рейтинг лучших первичных размещений объемом более 500 млн долл., проведенных с момента банкротства американского инвестбанка Lehman Brothers в сентябре 2008 г. В рейтинге доминируют компании из азиатских стран, а производители предметов роскоши опередили владельцев социальных сетей.
Азиатские компании привлекли более половины всех средств, вырученных за IPO с начала 2010 г., в то время как доля американских компаний в общем показателе сократилась всего до 15%, свидетельствует исследование Bloomberg. Мода на социальные сети проходит, что уже подтвердило первичное размещение Facebook, в то время как тяга к предметам роскоши не ослабевает.
Главным критерием рейтинга стала динамика акций компаний в течение 90 дней после выхода на биржу. В итоговый рейтинг попали в основном компании, ставшие публичными в 2010-2011 гг., так как до этого рынок был практически мертв из-за финансового кризиса.
Лучшим первичным размещением акций журнал признал листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже модного дома Michael Kors в декабре прошлого года. Компания привлекла 944 млн долл., а ее акции за 90 дней после размещения прибавили почти 144%. Для сравнения, акции Prada, вышедшей на биржу в июне прошлого года, за аналогичный период потеряли 2%. Правда, с тех пор бумаги модного дома подорожали на 34%.
Еще одним успешным дебютантом на бирже из числа производителей предметов роскоши стала ювелирная Pandora А/S, занявшая в рейтинге пятое место.
В рейтинге доминируют компании из азиатских стран. Из этих стран целых семь компаний - в первой десятке рейтинга. Правда, азиатские компании не отличаются стабильностью: из 20 худших IPO, отобранных Bloomberg, восемь были проведены компаниями из Азии. Шесть из этих провальных размещений китайские. Эксперты, однако, ждут, что нашествие китайских корпораций на мировые фондовые рынки уже близится к концу.
Главным биржевым провалом последних лет стал листинг бразильской судостроительной OSX Brasil в марте 2010 г. Бумаги компании потеряли за первые 90 дней торгов более 43% стои¬мости. Самый известный неудачник, по версии Bloomberg Markets, - сырьевой трейдер Glencore, акции которого за первые три месяца после размещения в мае 2011 г. подешевели на 25,5%. Это поставило компанию на 15-е место в рейтинге провальных IPO.
На место в этом рэнкинге вполне могла бы претендовать и социальная сеть Facebook, од¬нако с момента ее майского выхода на биржу еще не прошло 90 дней. Тем не менее компания показала худший результат в первую неделю биржевых торгов среди 30 IPO на сумму более 500 млн долл. с начала 2011 г. По итогам торгов вторника акции Facebook стоили на 26% меньше цены размещения - это хуже результата за 90 дней филиппинской авиакомпании Cebu Air, занявшей 14-ю строчку рейтинга неудачных листингов. Эксперты отмечают, что и в случае с Glencore, и в случае с Facebook IPO отчасти сгубил повышенный ажиотаж вокруг компаний накануне выхода на биржу.
Впрочем, не все компании технологического сектора преследуют неудачи. Так, за 90 дней после размещения в ноябре 2010 г. в Лондоне российской Mail.ru Group ее акции прибавили почти 38%.