В Украине взорвался очередной военный склад. Жители города Ичня в Черниговской области и ближайших сел эвакуированы. Это уже четвертый пожар на арсеналах с начала войны на Донбассе. Силовики предполагают, что причиной стала диверсия. Корреспонденты РБК-Украина узнавали, кто ответил за пожары на других военных складах, и съездили в Ичню, чтобы посмотреть, как власти справляются с катастрофой.
С начала войны на Донбассе в Украине загорелся уже четвертый военный склад. Наученные горьким опытом чиновники и военные, уже знают, как организовать эвакуацию мирного города и обойтись без человеческих жертв. Тем не менее, хранилища продолжают взрываться, и граждане снова в прямом эфире наблюдают, как горят их налоги.
Ночью во вторник, 9 октября, жители районного центра Ичня на Черниговщине проснулись от взрывов. В домах вылетали окна, со стен отпадала плитка. Небо в южной стороне города горело.
До линии фронта отсюда 600 километров, до Киева – 160, а вот до военной части возле поселка Дружба всего шесть километров. Тут находится третий по величине арсенал в Украине, он и сдетонировал.
Позже часовые на допросе расскажут, что взрывы начались около 3:30 в разных точках склада. Это породило массу слухов о диверсии, эту же версию рассматривают Служба безопасности Украины и Министерство обороны. Военная прокуратура открыла дело по статье "небрежное отношение к военной службе".
В Минобороны утверждают, что незадолго до инцидента вывезли половину боеприпасов. Мол, на складе осталось преимущественно стрелковое вооружение. Но поля вокруг Дружбы усеяны обломками реактивных снарядов, а болванки от "градов" прилетели в дворы ичнянских домов.
Фото: болванки от "градов" жители Ични находили во дворах (Сергей Гришин, РБК-Украина)
К утру вторника в райцентре и близлежащих селах началась эвакуация. Снаряды детонировали по несколько раз в секунду и хаотично разлетались по округе. Силовики перекрыли 30-километровую зону для самолетов и поездов, на дорогах появились блокпосты.
В зоне поражения оказалось 38 населенных пунктов. С начала спасательной операции военные, местные власти и волонтеры эвакуировали свыше 12 тысяч людей. В этот раз обошлось без жертв.
С момента начала войны на востоке Украины загорелся уже четвертый арсенал. В конце октября 2015-го года от сигнальной ракеты начался пожар на военном складе в Сватово Луганской области. По обвинению в халатности был арестован майор Александр Литвиненко, отвечавший за прием и выдачу боеприпасов. В январе прошлого года ему продлили содержание под стражей, с тех пор о судьбе Литвиненко СМИ не сообщали.
В марте прошлого года сдетонировали хранилища в городе Балаклея Харьковской области, где перед первым взрывом очевидцы якобы слышали шум беспилотника. За халатность был уволен начальник сохранения вооружения подполковник Сергей Кравченко. На днях он вернул себе должность через суд, ему компенсировали зарплату за полтора года.
В конце сентября прошлого года загорелись склады в Калиновке под Винницей. Там хранился один из крупнейших арсеналов в Украине, в том числе ракеты систем залпового огня "Град", "Смерч" и "Ураган". На данный момент об уволенных или задержанных по этому эпизоду ничего не известно.
В результате взрывов на военных хранилищах за последние годы погибло шесть человек, еще пятеро были ранены. Восстановление пострадавших городов и сел обошлось госбюджету больше чем в 300 миллионов гривен. Столько же в прошлом году Кабмин выделил на охрану арсеналов. Масштабы потерь главный военный прокурор Анатолий Матиос после взрывов в Калиновке оценил как "страшные сотни миллиардов гривен".
Фото: эвакуация жителей Ични (Владислав Красинский, РБК-Украина)
В каждом из упомянутых случаев силовики заявляли о возможной диверсии. Самой популярной стала версия о дронах, которые подрывают склады. Доказательств этой версии пока нет. Правда, год назад над хранилищем возле Ични действительно летали беспилотники. Часовые пытались их сбить, но безуспешно.
Члены парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны тогда съездили на этот объект. Часть боеприпасов лежала прямо под открытым небом, военным рекомендовали перенести их в специальные бетонные хранилища. Глава комитета Сергей Пашинский утверждает, что заказал и передал Минобороны соответствующий проект.
"Также, благодаря поддержке народных депутатов, мы внесли изменения в законодательство, которые максимально упрощают строительство таких сооружений на территории воинской части. Прошел ровно год…", – написал он в Facebook.
Министр обороны Степан Полторак на собрании силовиков с президентом сообщил, что в 3:20 9 октября синхронно были взорваны три хранилища арсенала воинской части 1479, через 20 минут – еще несколько. СБУ также рассматривает версию умышленного поджога с целью скрыть кражи боеприпасов и нарушения пожарной безопасности.
Пока в Киеве решали, кто виноват в случившемся, корреспонденты РБК-Украина отправились в эпицентр событий – в Ичню.
В предрассветные часы 11-тысячный город был на ногах и в суматохе. Под грохот взрывов его жители собирали самое ценное и уезжали подальше от багряного зарева. Оперативно сработали волонтеры: удалось вывезти всех желающих без особой паники.
В 9 утра Ичня практически опустела. На центральной площади у Дома культуры стоит маршрутка с полицейскими. Опасаясь мародерства, власти направили в 30-километровую зону 400 силовиков для патрулирования.
Все магазины и госорганы закрыты. Перед "Ощадбанком" стоят три машины инкассаторов, блокируя подходы. Света нет, связи почти тоже. Кажется, что из местных в городе остались только бродячие собаки, упрямые старики да похмельные забулдыги.
Последние пристают к журналистам с требованием "рассказать всю правду о взрывах", выдвигая по ходу разговора конспирологическую, но не очень убедительную версию случившегося:
– Главное: нужно говорить, что были квадрокоптеры, они летали. Потом были хлопцы в балаклавах, диверсанты! Что-то ходили тут… Может какие-то коллекторы долги выбивали, никто точно не знает.
– Вам не кажется странным, что диверсанты ходят в балаклавах?
– Так я ж и говорю.
"Информированный" собеседник, представившийся Сергеем, в конце разговора признается, что сам недавно приехал в Ичню из другого села на велосипеде посмотреть, что происходит.
У горсовета стоят шесть автобусов, в основном школьных. Транспорт подогнали местные власти, но эвакуировать уже некого. Рядом собрались около десятка машин активистов из "С14" и "Национальных дружин". Они проводили рейды в поселки возле горящего арсенала, выискивая тех, кто не успел покинуть опасную местность.
Через час в Парафиевку за 20 километров от пожара прилетел премьер-министр Владимир Гройсман. Тут развернули оперативный штаб, сюда же свозили жителей Ични и ближайших сел.
"Главное, чтобы никто не погиб, жизнь и здоровье – приоритет. Мы будем следить за ликвидацией пожара. Мы поможем все восстановить в случае необходимости. Всех успокаиваю", – сказал премьер.
На дороге у сельсовета, где заседает штаб, как на параде выстроена техника: "Кугуары", пожарные машины и транспорт взрывотехников. Рядом бойцы киевского полка полиции особого назначения с автоматами проходят инструктаж.
Премьер уезжает и все разъезжаются работать. В штабе появляется рабочая обстановка. Первый заместитель главы ГСЧС Олег Мельчуцкий раздает последние указания.
– Вот человек сидит в Ичне. У него в доме стекла вылетели и крыша пробита. Обстрелов стало меньше, он хочет наладить свой быт. Он должен прийти в центр города, где будет палатка или машина с нашим человеком. Чтобы его как минимум сориентировать, где получить шифер, стекло, пленку. Если этого не сделать, у вас под администрацией будет митинг и что вы будете с этим делать потом?, – сказал Мельчуцкий.
Фото: военные и полицейские пытаются взять ситуацию в Ичне под контроль (РБК-Украина)
Проблему отсутствия коммуникации почувствовали и те, кто принял у себя временных переселенцев. Заведующий детским садом и главврач амбулатории говорят, что людей они поселили, но вот на сколько - неизвестно.
– Мы ничего не знаем, нам никто ничего не говорил, – ответили оба. Вопрос питания и размещения на первых порах решали силами волонтеров.
На брифинге оперативного штаба говорили о тушении пожаров в Ичне, эвакуации, грамотной работе местных властей, но ни полслова о ситуации с горящими складами.
– Эти вопросы к СБУ и военным, нужна специальная техника, у нас ее нет, – объяснил один из спикеров. Представителя военных на заседании не было.
На обратной дороге в Ичню, недалеко от эпицентра взрывов среди покинутых домов спокойно прогуливался пожилой мужчина.
– Дядьку, вам не страшно?
– Мне?! Да я танкист, офицер танка. Мне п***й (все равно, - ред)!
– Почему склад взорвался, знаете?
– Там на краю села дом новый дорогой, они его продали. Тут продали, а сами в Киев уехали. Прямо тут дроны приземлялись, – вкратце объяснил собеседник и пошел дальше, не став вдаваться в детали.
К пяти часам вечера в центре Ични достаточно людно: работают взрывотехники, спасатели, полиция, помогают активисты и волонтеры. Из-за наплыва клиентов даже открылся табачный киоск.
Перехватываем местного жителя на полдороге туда. Григорий спешит купить сигареты. Ночью вместе с сыном он уехал в соседнее село, но решил вернуться, потому как нужно смотреть за хозяйством.
– Под утро так гепнуло, шо думали ядерный взрыв. Настроили этих военных баз, мать их. У соседей окно вылетело и в больнице стекла побило волной. Ночью тут кошмар был, бегали с козами и детьми. Потом уже организовано поехали, – рассказал мужчина.
Фото: осколки и обломки снарядов, разлетевшиеся по окресностям (РБК-Украина)
К вечеру местные жители поодиночке начали возвращаться домой. Объяснили, что боятся мародеров. Но были и такие, кто от эвакуации отказался, не смотря на уговоры спасателей. Толик живет практически в центре. В его двор упал снаряд от "Града".
– Мы пять лет назад знали, что это случится. Вопрос был в том, когда. Вот "подарочек" прилетел. Жена у меня на базе этой работает, сказала: ты не бойся, она без заряда, – уточнил он.
Мужчина остался один в двухэтажном доме на 16 квартир следить за имуществом.
– Мне 61 год, куда я поеду, на полу в спортзале спать? У меня давление. Остался здесь за хозяйством присматривать. Соседи звонили, просили курей выпустить, собак покормить. Если что – в подвал спрячусь.
– Не боитесь, что "Град" украдут?, - спрашиваем, указывая снаряд.
– На металлолом ее никто не понесет, предупредили, что за кражу военного снаряда три года тюрьмы сразу, – рассмеялся Толик.
Во двор заехала машина взрывотехников. Двое работников ГСЧС ходили вокруг застрявшей в асфальт болванки, со знанием дела пиная ее ногами. От чего присутствующим рядом стало немного некомфортно. Мужчины попытались вытащить "Град" руками – тот не поддался.
Машина поехала дальше, подпрыгивая на разбитых дорогах. В ее багажнике звонко тарахтели снаряды. С наступлением темноты взрывы участились. Небо к югу от Ични снова горело.