Государству необходимо защищать в первую очередь потребителя нефтепродуктов, а не собственников НПЗ, - участники рынка
Независимые автозаправочные сети, «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» и отраслевые эксперты призывают правительство Украины отдать приоритет защите украинского потребителя нефтепродуктов и занять взвешенную и прагматичную позицию по отношению к инициативам владельцев украинских нефтеперерабатывающих заводов, настаивающих на введении пошлин на импорт нефтепродуктов. Об этом заявили участники пресс-конференции «Пошлина на импорт нефтепродуктов: последствия для потребителя», которая состоялась сегодня в Киеве.
Участники рынка считают, что введение заградительных пошлин разрушит диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов в Украину и тем самым рискует попасть в зависимость от нескольких владельцев НПЗ, которые будут диктовать свою ценовую политику и создадут почву для манипуляций с обеспечением рынка нефтепродуктами.
«Сегодня поставки идут из Литвы, Беларуси, России, Румынии, Польши, Казахстана и даже из Туркменистана, на долю которых суммарно приходится 40% украинского рынка, - заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, - «В сумме с 60%-ной долей украинских производителей наш рынок является крайне конкурентным и гарантирует объективное ценообразование в любой момент времени. Введение пошлины разрушит эту устойчивую рыночную конструкцию».
Президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» Виталий Антонов заявил: «В конечном итоге вопрос стоит очень просто: кто заплатит за модернизацию устаревших украинских НПЗ: потребитель или все же собственник? При введении пошлин модернизация ляжет на потребителя, а при сохранении конкурентой среды собственникам придется инвестировать в модернизацию свои или привлеченные деньги».
В свою очередь заместитель директора сети АЗС WOG Анатолий Савич опроверг тезис владельцев НПЗ относительно демпинга со стороны белорусских производителей. «В Беларуси функционирует максимально понятная и прозрачная система реализации нефтепродуктов - на открытых электронных торгах, - рассказал он. - Кроме украинских компаний в них участвуют европейские компании, поэтому о демпинге не может быть и речи. ТНК-ВР, как акционеру Мозырского НПЗ, это хорошо известно». По его словам, нефтепереработчики умышленно дезинформируют правительство с целью введения пошлин и улучшения своей экономики за счет украинских потребителей.
«Государство шло навстречу владельцам НПЗ с первого дня, продав заводы за копейки и рассчитывая на их модернизацию. Прошло 10 лет, и мы по-прежнему имеем старые НПЗ с низкой глубиной переработки и новые требования о создании для них тепличных условий», - заявил президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. «Доходы нефтяных компаний России сопоставимы с бюджетом Украины, так почему за модернизацию их заводов должен фактически заплатить украинский потребитель топлива?», - говорит глава отраслевого объединения. «С позволения правительства Тимошенко группа «Приват» «сэкономила» на украинской нефти в 2009 году около 1 млрд долларов, почему эти деньги не были направлены на развитие принадлежащих группе заводов в Кременчуге, Надворной и Дрогобыче?», - спрашивает Л.Косянчук.
Глава украинского представительства «Орлен Летува» Игорь Майстренко поделился опытом модернизации НПЗ компании в Мажейкяе (Литва). «В последние два года маржи переработки низкие по всей Европе, это привело к закрытию некоторых НПЗ и я думаю, украинские НПЗ просто ощутили на себе общеевропейскую тенденцию. Наше предприятие не исключение, и мы боремся с кризисом, привлекая кредиты и модернизируя производство, практики применения пошлин или другой господдержки в Литве нет, хотя мы также граничим с Беларусью», - говорит И.Майстренко.
Гендиректор Shell Retail Ukraine Вильям Козик видит главным итогом введения пошлин видит сильный удар по потребителям, поскольку не все из них будут готовы к повышению цен на нефтепродукты. По его словам, если в Украине будет введена пошлина на бензин в размере 120 или 130 евро/т (о чем раньше заявляли представители Минтопэнерго), то стоимость литра топлива на АЗС вырастет приблизительно на 1,5 грн. «Если пошлины на импорт будут введены, и правительство будет оказывать давление, чтобы сети АЗС не поднимали цены в рознице, тогда с рынка практически будут вынуждены уйти около 4 тыс. независимых заправок - это станции, которые торгуют только на розничной марже. Ведь розничная маржа может очень сильно сократиться, даже прийти в ноль», - отметил В.Козик. Он уверен, что введение пошлин приведет к подорожанию не только импортного, но и отечественного топлива, поскольку на данный момент украинские производители в своем ценообразовании ориентируются на стоимость импортного ресурса. Таким образом, НПЗ смогут не только сохранить маржу, но и увеличить ее. В.Козик не исключил, что такая ситуация на рынке может привести к поглощению независимых компаний более сильными конкурентами.
Участники пресс-конференции видят стимулирование развития нефтеперерабатывающей отрасли следующим:
- Введение налогового поощрения выпуска качественных нефтепродуктов (лучше качество - меньше налог);
- Ужесточение требований к качеству топлива, что автоматически уберет с рынка низкокачественные сорта топлива, место которых на рынке в первую очередь займет продукция местных производителей;
- Принятие пакета законопроектов о стимулировании модернизации НПЗ путем отсрочек по уплате налогов на оборудование, необходимое для модернизации. Это придало серьезный стимул модернизации в России и Беларуси.
Выступающие отметили фактор ускоренного роста нефтяных цен, которые вскоре могут достичь отметки 100 долл./барр., а также повышение с января на 40% акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Все это создает предпосылки для роста цен в Украине, а в сумме с пошлиной увеличение может составить 20% - до 1 евро/л. В данной ситуации первоочередной задачей является защита украинского потребителя, которому в случае введения пошлин придется платить повышенные цены не только за бензин, но и за все товары народного потребления.