Государственная комиссия Украины по ценным бумагам и фондовому рынку намерена очистить рынок от недобросовестных эмитентов, используя для борьбы с ними инструменты, обозначенные в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». Но при этом могут пострадать добросовестные эмитенты. Так считает старший партнер юридической фирмы ILF, доктор юридических наук Елена Кибенко.
По ее словам, законопроект определяет 24 признака, по которым ценные бумаги эмитента могут быть признаны фиктивными. Согласно с законопроектом, Комиссии достаточно любых 6 признаков из 24, чтобы признать фиктивность ценных бумаг.
«Даже беглый обзор признаков, перечисленных в законопроекте, показывает, что достаточно много эмитентов будут находиться в зоне риска, - говорит Е.Кибенко. - Проблема в том, что законопроект не разделяет явные признаки, свидетельствующие о фиктивности ценных бумаг и признаки, косвенные, которые являются лишь дополнительными классифицирующими критериями».
К косвенным признакам, по мнению эксперта, относятся, например, наличие участников, владеющих более чем 25% уставного капитала, или отсутствие у компании-эмитента главного бухгалтера. Подобные явления достаточно распространены в Украине и необязательно свидетельствуют о недобросовестности эмитента. Однако, в случае принятия законопроекта, они могут быть основанием для признания ценных бумаг фиктивными.
Е.Кибенко считает, что при оценке деятельности эмитентов решающими должны быть явные признаки фиктивности ценных бумаг. Это, в частности, низкий уровень выручки от реализации, отсутствие эмитента по местонахождению, отсутствие у эмитента сотрудников, либо активы, сформированные в основном за счет 50% ценных бумаг и кредиторской задолженности. Кроме того, ГКЦБФР должна иметь возможность более гибкого подхода к оценке.
Вместе с тем, законопроект содержит достаточно ограничений, которые будут эффективно работать против проникновения на рынок недобросовестных эмитентов, подчеркнула эксперт.Так, устанавливаются дополнительные требования к эмитентам облигаций, а также случаи, когда эмитент должен провести досрочный выкуп облигаций. Законопроект также вводит квалификационные требования к должностным лицам эмитента.