Госдума приняла в трех чтениях пакет законов об особенностях функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя в переходный период, то есть до 1 января 2015 г.
Госдума приняла в трех чтениях пакет законов об особенностях функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя в переходный период, то есть до 1 января 2015 г. Документы были внесены на рассмотрение нижней палаты главой думского комитета по финансовому рынку Натальей Бурыкиной и сенатором Николаем Журавлевым.
Федеральный закон "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города Севастополя на переходный период" устанавливает особенности деятельности банков и некредитных финансовых организаций, работающих на сегодняшний день на присоединенных территориях по украинскому законодательству.
Так, согласно документу, кредитные учреждения, зарегистрированные на территории Крыма и Севастополя, будут вправе продолжать осуществлять свою деятельность до окончания переходного периода без получения лицензии Банка России. Однако при этом они должны соответствовать ряду условий. В частности, не позднее чем через 15 дней после вступления в силу закона они должны уведомить ЦБ РФ о продолжении своей работы. Еще одним условием является исполнение требования Банка России о предоставлении реестра обязательств перед кредиторами и вкладчиками, а также предоставление отчетности и иной информации о своей деятельности в ЦБ. В течение 30 дней после вступления закона в силу в Банк России должны быть предоставлены копии учредительных документов, информация о руководителях банка и основных акционерах (владеющих свыше 10% акций).
В срок до 1 января 2015 г. банки Крыма и Севастополя должны будут пройти регистрацию по российскому законодательству. Минимальный размер уставного капитала банка при этом должен составлять не менее 300 тыс. руб. В противном случае они прекратят свою деятельность после окончания переходного периода.
Фонд защиты вкладчиков будет осуществлять компенсацию по вкладам физлиц в банках, имеющих лицензию Национального банка Украины. Финансирование компенсационных выплат, равно как и создание самого фонда, предлагается осуществлять за счет средств Агентства по страхованию вкладов (АСВ). С этой целью в закон о страховании вкладов вносится поправка, расширяющая перечень возможных доходов АСВ. Однако при доработке этого законопроекта профильным комитетом он был значительно изменен. В частности, в нем появилась статья, регламентирующая деятельность страховых организаций, работающих в Крыму и Севастополе. Причина, по которой были внесены новые пункты, заключается в разнице между выплатами по ОСАГО, стоимостью страховых полисов и способах расчета в России и на присоединенных территориях. По словам главы профильного комитета Натальи Бурыкиной, стоимость полисов в Крыму гораздо ниже, а выплаты страхового возмещения выше по сравнению с действующими в России.
В связи с этим в Крыму предлагается закрепить минимальный для России коэффициент страховых тарифов в размере 0,6. Российская ассоциация страховщиков может компенсировать страховщикам разницу между этим коэффициентом страховых тарифов и базовым тарифом за счет средств того же АСВ. При этом страховщики должны будут предоставить в Российскую ассоциацию страховщиков экономически обоснованные расчеты своих финансовых потерь за счет разницы тарифов. Кроме того, требования по неурегулированным до 16 марта 2014 г. страховым спорам, должны будут предъявляться к профессиональному объединению страховщиков. Выплаты будут осуществляться уже по действующему российскому законодательству в рублях. Законом устанавливается фиксированный курс, по которому будут осуществляться все выплаты: 1 гривна равна 3,8 руб.
Уставный капитал фонду должно будет перечислить АСВ. Для этого Банк России в 2014 г. должен будет перечислить АСВ 60 млрд руб. в качестве имущественного взноса в фонд. Бурыкина пояснила РБК, что сумма была предложена на основании предварительных расчетов.
"По моему мнению, сумма (суммарные обязательства крымских банков перед вкладчиками там может быть порядка от 20 млрд руб. до 60 млрд руб. Это такой более или менее взвешенный вариант, мы же не знаем, как поведут себя банки с расчетами с юридическими лицами, с массой других вопросов, мы не знаем, как себя поведут их страховые компании. Поэтому мы заложили деньги с запасом, чтобы всю эту ситуацию можно было как-то понятно "разруливать". Я полагаю, что надо вдумчиво относиться ко всему, что там происходит. И если наши органы, которые мы там создадим, будут правильно работать, то я думаю, что хватит и даже останется", - сказала Бурыкина.
После утверждения советом директоров ЦБ годовой финансовой отчетности за 2013 г. банк должен будет перечислить 75% фактически полученной по итогам года прибыли в федеральный бюджет уже после вычета налогов и имущественного взноса АСВ.
Защита вкладчиков крымских банков будет обеспечена на уровне, установленном на сегодняшний день российским Агентством по страхованию вкладов, то есть до 700 тыс. руб.