В Минздраве начата борьба за тендер на закупку «скорых помощей». Все производители уже представили свои образцы спецавтомобилей, на которые выделен почти 1 млрд грн бюджетных средств.
В Минздраве начата борьба за тендер на закупку «скорых помощей». Все производители уже представили свои образцы спецавтомобилей, на которые выделен почти 1 млрд грн бюджетных средств.
24 и 26 июля 2013 г. в Минздраве прошли показы спецавтомобилей для скорой помощи от производителей, которые хотят принять участие в тендере на их закупку государством. В министерстве были представлены автомобили А2-класса, В-класса и С-класса от производителей: ООО «Види Юникомерс» (автомобиль на базе Peugeot Boxer) и ЧАО «НВО «Практика» (на базе Ford Transit), АИС (на базе «ГАЗель»), ООО «Автоспецпром» (на базе Mercedes Sprinter) и ЛАЗ (на базе Renault).
По информации РБК-Украина, техническое задание для тендера будет отправлено на согласование министру здравоохранения Раисе Богатыревой в течении недели. Но уже сегодня есть основания подозревать, что не все производители ведут честную игру, намереваясь заработать за счет бюджета, представляя дорогие образцы с неопределенной комплектацией и оборудованием для спасения жизней пациентов, нуждающихся в экстренной помощи.
Напомним, Верховная Рада 4 июля приняла изменения в бюджет, выделив 922 млн грн на закупку медавтотранспорта. На этой неделе Президент Виктор Янукович подписал этот закон.
В прошлом году в итоге подобного тендера для четырех областей было закуплено лишь немногим около 300 автомобилей - 216 автомобилей В-класса и 70 автомобилей С-класса. Тогда стоимость автомобиля В-класса составила 650 тыс. грн и С-класса - 850 тыс. грн, соответственно.
Если в этом году, как и при прошлом тендере, соотношение автомобилей В-класса и С-класса будет составлять примерно в такой же пропорции - около 70% В-класса и около 20% автомобилей С-класса, то в пропорциональном соотношении на каждый класс автомобиля будет выделено: на В-класс - около 650 млн грн, на С-класс - около 185 млн грн, на А-класс - до 90 млн грн. Соответственно, если стоимость автомобилей В-класса останется на прошлогоднем уровне 650 тыс. грн, а стоимость автомобилей С-класса 850 тыс. грн, то тендер будет объявлен на закупку порядка 1тыс. автомобилей В-класса, около 200 автомобилей С-класса и на оставшуюся сумму будут закуплены автомобили А-класса.
В мировой практике количество автомобилей С-класса должно составлять 20-30% от общего количества закупаемых автомобилей, но в Минздраве не планируют проводить закупку соответственно таким стандартам По словам первого заместителя министра здравоохранения Александра Качура, на ближайшем тендере будет закуплено до 1500 автомобилей. «Сегодня мы рассматриваем ситуацию не 30% - мы обязательно к европейскому стандарту придем, сегодня мы рассматриваем те автомобили, которые нужны в первую очередь, поэтому будут закупаться и автомобили А2-класса, В-класса и С-класса», - сказал Качур.
Производители прячут истинную комплектацию
Однако, уже на стадии подготовки тендера стало понятно, что не все производители могут прогнозировать стоимость и даже комплектацию таких авто.
Так, ЧАО «НВО «Практика» представило автомобиль с заявленной стоимостью, которая почти в полтора раза превышает расценки тендера прошлого года. Для показа был представлен дорогой автомобиль стоимостью почти 1 млн грн С-класса. По информации РБК-Украина, этот автомобиль был подготовлен ЧАО «НВО «Практика» для Нацбанка и стоимость лишь автомобиля составила почти 650 тыс. грн, не считая дорогостоящего оборудования.
В ходе демонстрации представитель ЧАО «НВО «Практика» Юлия Борисова сообщила, что они не смогут поставлять автомобили на базе Ford, поскольку представленная модель Transit снята с производства и вероятно автомобили будут предлагаться на базе Peugeot Boxer.
По словам Борисовой, комплектация автомобиля для тендера будет другой, часть оборудования будет заменена на другие аналоги. «Если говорить конкретно об этом автомобиле, который был представлен, то в нем было представлено оборудование различных марок. Да, стоимость автомобиля высокая, это автомобиль класса С. Но в качестве поставки мы планируем, что стоимость будет ниже, учитывая объемы и сами возможности бюджета», - сказала она.
По ее словам, их автомобиль имеет одну уникальную технологию: «Уникальна технология и особенность - стекловолоконные панели, что ведет к минимизации и отсутствию стыков, чтобы машина не разваливалась в процессе эксплуатации на наших "замечательных" дорогах, чтобы она лучше проходила мойку, дезинфекцию».
По такому же принципу демонстрации поступила и компания ООО «Автоспецпром», которая показала чиновникам Минздрава автомобиль на базе Mercedes-Benz Sprinter. Уже сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что на базе этой модели стоимость автомобиля подпрыгнет до 1 млн грн (средняя стоимость лишь автомобиля Sprinter 2013 г. выпуска около 400 тыс. грн) или же он будет укомплектован дешевым оборудованием.
Один из управляющих партнеров ООО «Автоспецпром» Владимир Фисталь заявил, что в автомобиле было представлено оборудование ведущих европейских и американских производителей. Впрочем, Владимир Фисталь не смог сказать сколько стоит представленный компанией автомобиль: «Класс А стоит от 500 тыс. грн, класс В - от 640 тыс. грн, класс С - от 850 тыс. грн».
По словам директора компании ООО «Автоспецпром» Евгения Бубнова база автомобиля будет представлена в зависимости от того, какой автомобиль захочет Минздрав. «Это может быть база и Ситроен, Рено, и Мерседес. Пока мы не знаем требования, которые представит в итоге министерство. Если на тендер будет представлен автомобиль на базе Мерседеса, то порядок цен тоже разный: все зависит от комплектации оборудования. Какая же будет стоимость такого авто, сложно сегодня говорить. Мы ждем требований Минздрава", - сообщил РБК-Украина Евгений Бубнов.
В свою очередь, ООО «Види Юникомерс» представило автомобиль уже в готовом виде к участию в тендере. Как сообщил РБК-Украина директор компании Александр Кучерявин, при разработке автомобиля основными задачами ставились удобство и безопасность пациента и работы персонала, а также комплектация автомобиля оборудованием с современными технологиями.
Такие авто, по оценкам специалистов, кроме остального современного европейского оборудования, оснащены современными дефибрилляторами. И самое главное, технологией контроля качества сердечно-легочной реанимации (СЛР), от наличия которой во многом зависит спасение жизни пациента, нуждающегося в такой экстренной терапии.
Четвертым в «гонке за миллиард» выступила компания ООО «Сити Транспорт Групп» (управляет активами «ЛАЗ»). О том, каким оборудованием будут оснащены автомобили Renault директор по маркетингу Александр Строганов сказать не смог. «Уникальность нашего автомобиля - это цельная пластиковая капсула, которая дает возможность работать в более комфортных условиях. Мы не производители медицинского оборудования и по желанию заказчика мы можем устанавливать любое оборудование», - сообщил на презентации Александр Строганов.
По его словам, представленный Рено является автомобилем украинского производства. "Подтверждением является тот факт, что наши машины катаются по Украине: в прошлом году было продано порядка 50 машин. Самая большая поставка была осуществлена Запорожской ОГА. «Они закупили 26 единиц. Все что у нас французского - это шасси, которые мы закупаем. У нас есть сертификат от Рено, компании отвечающей за трансформацию. Но у нас 100-% украинская машина», - отметил Строганов.
Автомобиль последнего участника, представившего свой образец «ГАЗель», был раскритикован еще на этапе выезда носилок, когда представитель завода не смог сразу открыть блокирующее устройство. В автомобиле не было определено место для следящей аппаратуры, а сами представители оказались неподготовленными к презентации. Представленное оборудование было украинского, белорусского и китайского производства, однако основной упор производители делали на повышенную проходимость авто.
«Особым предметом нашей гордости является возможность комплектования автомобиля полным приводом, а также дизельным двигателем. В селах и регионах это увеличивает шансы довезти пациента до больницы, в отличие от автомобилей с низким клиренсом, с задним или передним приводом», - сказал представитель холдинга АИС Артем Синенко.
Врачи - за «скорые» с новыми технологиями
Кандидат медицинских наук, докторант кафедры медицины катастроф Национальной медицинской академии им. Шупика, глава правления ОО «Всеукраинский совет реанимации и экстренной медицинской помощи» Виталий Крылюк уверен, что Украине нужно закупать такие автомобили скорой помощи, которые будут оснащены оборудованием с передовыми технологиями.
«Оборудование должно отвечать стандартам принятых в странах мира с функционирующими системами оказания экстренной медицинской помощи. Это позволит достигнуть уровня качества оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим на уровне стран ЕС, США. Технические характеристики автомобиля безусловно важны. Но для врача главное удобство в работе и эффективность установленного оборудования, это также влияет на качество оказания экстренной помощи пациентам и повышает уровень выживания. Даже если машина будет размером с комнату, но там будет стоять низкокачественное и нефункциональное оборудование - пациента будет все так же сложно спасти», - заявил РБК-Украина Виталий Крылюк.
Причем, он отметил, что дефибрилляторы в таких каретах «скорой помощи» должны быть нового поколения - не одно-, а двухфазными, поскольку во всем мире однофазные аппараты давно не выпускают. У нас же во многих авто, которые эксплуатируются, установлены устаревшие образцы. Идеальный вариант, когда у дефибриллятора есть технология контроля качества проведения СЛР, которую в Украине предлагает три мировых производителя медоборудования.
Используя именно такое оборудование, удается спасти максимально большое количество пострадавших. Это научно доказано и внесено в современные алгоритмы оказания экстренной медицинской помощи в большинстве стран мира.
«Это аппарат, который указывает на качество действий врача, когда и какой нужно наносить разряд, как глубоко и быстро делать компрессию грудной клетки. На самом деле это краеугольный камень, от которого и зависит процент выживания людей. Поэтому нужно комплектовать «скорые» оборудованием с технологиями, которые в первую очередь увеличат выживаемость пациентов. Нужно помнить, что дефибрилляция сама по себе небезопасна. Использование современных дефибрилляторов уменьшает повреждение клеток миокарда, что в конечном итоге приводит к повышению возобновления сердечного ритма и уровня выживания с адекватной неврологической картиной у пострадавших», - подчеркнул Крылюк.
С ним согласен доктор медицинских наук, доцент кафедры анестезиологии НМУ им. Богомольца, исполнительный директор «Ассоциации анестезиологов Украины», президент БО «Фонд развития интенсивной терапии та анестезиологии» Сергей Дубров. «Я уверен, что моя позиция будет совпадать с позицией большинства наших врачей. Нам нужно закупать такие автомобили «скорой помощи», где оборудование будет долго служить, чтобы на нем было удобно работать врачам. Производителями такой техники на реанимобилях должны быть не какие-то сомнительные компании, а зарекомендованные годами производители, адекватные мировые бренды», - заявил РБК-Украина Сергей Дубров.
Он добавил, что в двух третьих случаев при остановке кровообращения имеет место некачественный непрямой массаж сердца даже специалистами, поэтому в реанимобилях и, тем более, в автомобилях В-класса должна быть технология контроля качества СЛР, которая увеличивает выживаемость пациентов. Эта опция позволяет провести адекватные реанимационные меры, адекватный массаж сердца. Это во многом может стоить жизни человека. «Насколько я знаю, только незначительная часть автомобилей оснащены этой технологией, поэтому нам нужно закупать современные автомобили с необходимым оснащением», - подчеркнул исполнительный директор «Ассоциации анестезиологов Украины».
Чью сторону займет Минздрав
По информации РБК-Украина, далеко не все автомобили, закупленные на прошлом тендере, были добросовестно оснащены долгожданным врачами оборудованием. Только автомобили С-класса были оснащены дефибрилляторами с технологией контроля качества СЛР, а все автомобили В-класса были оборудованы украинскими дефибрилляторами «Метекол» без такой технологии. Однако, по мнению специалистов, именно автомобили В-класса, где сидят менее квалифицированные специалисты, нуждаются сегодня в этой технологии.
Не исключено, что на этом тендере, где объемы больше в пять раз, производители оборудуют свои автомобили не передовым оборудованием. Неразбериха со стоимостью автомобилей и конечной комплектацией отдельных производителей дает основания делать такие предположения. Ведь на каждое оборудование, которое устанавливается в спецавтомобиле «скорой помощи», существует масса аналогов низкого качества и по цене в два раза ниже качественного оборудования.
На данный момент рабочая группа Минздрава по подготовке техдокументации и определяет, каким именно оборудованием будут оснащены скорые в Украине. Впрочем, министр здравоохранения Раиса Богатырева сейчас находится в отпуске. Успеет ли министр разобраться с подготовленной для нее документацией - этот вопрос остается открытым, а торги могут состояться уже в начале сентября.
Тем более, что, как минимум, пять групп влияния будут бороться за собственную комплектацию в процессе освоения бюджетных средств в рамках реформы здравоохранения. Уже сейчас видно, что каждый из производителей готов предложить стоимость своего автомобиля на уровне 650 тыс. грн. за В-класс и 850 тыс. грн. за С-класс и обеспечить поставку всех автомобилей.
Однако какой будет начинка - это сюрприз, который будет ожидать врачей уже осенью. В министерстве пока обещают лучшее. По словам Александра Качура все представленные автомобили соответствуют ГСТУ 7032:2009.
«Мы будем выбирать хорошие машины с высоким классом оборудования», - заявил первый замминистра Александр Качур.