Гендиректор ДТЭК Максим Тимченко считает политическим искажением фактов привязку резкого роста котировок еврооблигаций компании к принятию новой методики оптовой розничной цены (ОРЦ) на электроэнергию и объясняет подорожание долговых бумаг компании восстановлением промпроизводства в стране и прогрессом в реструктуризации долга ДТЭК. Об этом он сказал в интервью "Интерфакс-Украина".
"Причиной роста котировок стали первые признаки восстановления промышленного производства в стране, и, соответственно, увеличение потребления электроэнергии... У нас ведется конструктивный диалог с кредиторами и, надеюсь, в скором времени мы сможем подписать глобальный план реструктуризации долговых обязательств", – сказал он.
Гендиректор указал, что компания восстановила нормальные объемы добычи угля в первом квартале, в конце апреля возобновила выплаты по купонным платежам, добилась решения держателей еврооблигаций о предоставлении ей шести месяцев на урегулирование вопроса по реструктуризации кредитного портфеля.
По мнению Тимченко, росту котировок еврооблигаций ДТЭК и других украинских компаний необходимо радоваться, а не придумывать различные теории, так как это мощный позитивный сигнал для международных партнеров и инвесторов.
ДТЭК создан в 2005 году для управления энергетическими активами группы "Систем Кэпитал Менеджмент" (СКМ, Донецк) Рината Ахметова. Корпорации делегированы функции по стратегическому управлению предприятиями группы, составляющими вертикально интегрированную цепочку по добыче и обогащению угля, производству и реализации электроэнергии.
Чистый консолидированный убыток DTEK Energy в 2015 году составил 37,399 млрд грн, что на 90,3% превышает убыток за 2014 год. Доход группы увеличился на 1,8% – до 93,622 млрд грн, EBITDA упала на 66% – до 4,087 млрд грн.
По данным издания, в конце марта этого года компания сообщила о намерении в ближайшее время объявить предложение о реструктуризации еврооблигаций на 750 млн долл. со ставкой 7,875% и погашением 4 апреля 2018 года и еврооблигаций на 160 млн долл. со ставкой 10,375% и погашением 28 марта 2018 года и до этого времени отказалась от выплаты купона по последним из них.
Спустя неделю ДТЭК заявил о невозможности в ближайшее время полностью оплачивать купоны по этим еврооблигациям и инициировал соглашение о временном моратории и освобождении от обязательств (standstill) сроком до 28 октября этого года, чтобы во время его провести полномасштабную реструктуризацию структуры капитала.
Компания также предложила кредиторам и держателям еврооблигаций пролонгировать долг до конца 2023 года без списания основной суммы, ввести амортизационный механизм его погашения, при котором существенная часть долга будет выплачена ближе к истечению его срока, а при наличии у компании избыточных средств – раньше. В части процентов ДТЭК инициировал снижение их уровня в денежной форме до погашения большей части основной суммы долга с последующим восстановлением к предшествующему реструктуризации средневзвешенному уровню.
Высокий суд Англии и Уэльса в конце апреля санкционировал введение такого моратория.
Котировки еврооблигаций ДТЭК в конце марта отреагировали на сообщение о планах реструктуризации и временном отказе от выплат купона падением с 38,5% до 31,4% от номинала, однако уже спустя неделю подскочили к уровню 42%, после чего около месяца колебались в коридоре от 40% до 42%. Однако с 10 мая и до начала июня выросли более чем на 40% и достигли 58,5% от номинала.
Также подчеркивается, что ряд экспертов связали такой майский скачок стоимости еврооблигаций ДТЭК тем, что Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в конце апреля начала применение нового порядка формирования ОРЦ на электроэнергию, предполагающего определение цены угля по формуле "стоимость в порту Роттердам плюс стоимость доставки до Украины". В результате в мае оптовая цена возросла на 5%, а в целом в 2016 году (декабрь 2015 к декабрю 2016) ожидаемый ее рост составит около 13,6%.
В то же время в НКРЭКУ указали, что проект решения о новой методике был опубликован в феврале этого года, а принят он был и вступил в силу в марте.