ГКЦБФР разработала законопроект, который меняет механизм финансового обеспечения регулятора
Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) предлагает механизм самофинансирования через специальный фонд госбюджета. Его будут наполнять за счет средств, получаемых от предоставления комиссией административных услуг. Увеличение поступлений втрое должно обеспечить повышение в 10 раз максимальной платы за регистрацию эмиссий ценных бумаг, пишет в сегодняшнем выпуске "Коммерсант-Украина".
В распоряжении издания оказался разработанный Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку законопроект, который меняет механизм финансового обеспечения регулятора. Сейчас комиссия финансируется из общего фонда госбюджета, в который также поступают средства от оказания ГКЦБФР административных услуг. Плату за эти услуги предложено возвращать регулятору через специальный фонд госбюджета. Участники рынка по-прежнему будут платить за регистрацию деривативов 50 не облагаемых налогом минимумов доходов (850 грн). По данным ГКЦБФР, в 2010 г. за регистрацию деривативов было получено 4965,5 грн. Оплачивать также необходимо регистрацию регламента институтов совместного инвестирования и внесение их в госреестр (стоимость - порядка 1100 грн; в 2010 г. получено 717,14 тыс. грн), а также выдачу сертификатов на право осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами (85 грн; 285 тыс. грн).
Основное изменение коснется платы за регистрацию эмиссии ценных бумаг. Сейчас при выпуске акций и облигаций с эмитента взимается пошлина в размере 0,1% от объема эмиссии, но не более 5 минимальных заработных плат (максимум - 4705 грн). ГКЦБФР предлагает установить планку в 50 минимальных зарплат (47,05 тыс. грн). При этом, кроме корпоративных эмитентов, пошлину будут платить и муниципалитеты. За 2010 г. ГКЦБФР зарегистрировала выпуски ценных бумаг на 96,35 млрд грн. В виде пошлины все эмитенты заплатили 4,26 млн грн.
Глава ГКЦБФР Дмитрий Тевелев сообщил изданию, что документ был разработан в рамках соблюдения принципов IOSCO о финансовой независимости регуляторов и выполнения программы реформ главы государства. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что исследования Всемирного банка и МВФ демонстрируют слабую финансовую независимость украинского регулятора: "Комиссии не хватает финансирования для содержания квалифицированного персонала, а ее системы лишь частично автоматизированы. Недостает IT-системы и программного обеспечения для упрощения выполнения функций, а количество технического персонала очень небольшое по сравнению с размерами регулируемого им сектора". По словам Д.Тевелева, во многих странах регулятор фондового рынка финансируется его участниками и государством.
Д.Тевелев сообщил, что в 2010 г. ГКЦБФР перечислила в бюджет около 14 млн грн. По его оценкам, максимальный размер поступлений в специальный фонд может составить 40 млн грн. "Это позволит нам улучшить компьютерную технику, которая изношена на 80%. Усовершенствование программного обеспечения поможет заложить основы системы мониторинга рынка (на нее требуется 28 млн грн) и пруденциального надзора",- добавил Д.Тевелев. В госбюджете 2011 г. на финансирование комиссии заложено 40,3 млн грн.
Вчера комиссия решила провести совещание с представителями Минфина, Нацбанка, администрации президента и профильного комитета Верховной рады для обсуждения документа.
Участники рынка отмечают, что для большинства эмитентов повышение платы за регистрацию эмиссии не будет слишком затратным.