Что отлично умеют делать Соединенные Штаты, так это создавать проблему из ничего, провоцируя международные конфликты. Сейчас в центре всеобщего внимания Иран, которому США уже не первый год предъявляют свои подозрения в создании ядерного оружия. Европа поддержала борьбу с ядерной программой Тегерана введением нефтяного эмбарго, Израиль - угрозой военных действий.
Аналитики компании «FOREX MMCIS group» отмечают, что, с одной стороны, иранский конфликт - это проблема экономическая. Опасения дефицита нефти ввиду прекращения поставок из Ирана заставляют цены на «черное золото» расти. 22 февраля на товарных биржах нефть WTI продолжала дорожать и уже пересекла отметку 106 долларов за баррель. Стоимость смеси Brent падает, но все равно удерживается выше 121 доллара за баррель. С другой стороны, эмбарго и запрет на финансовые операции с центробанком Ирана - это очередные попытки «политизации» нефти, которая в последние годы стала одним из серьезнейших инструментов международной игры.
Сегодня свой отчет о визите в Иран представило Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), представители которого вернулись с пустыми руками. К слову, МАГАТЭ внесло немалый вклад в разжигание иранского конфликта и уже не раз требовало от Тегерана провести экскурсию по секретному военному объекту в Парчине, где, по догадкам, иранцы могут вести разработки ядерного оружия. Иран встретил международных инспекторов военными учениями, которые «по чистой случайности» совпали с их визитом, и в Парчин не пустил. В иностранных СМИ сразу же появилось предположение, что поездка МАГАТЭ была попыткой создать повод для начала военных действий.
Пока от всех мер, предпринятых против Ирана, сама республика особо не страдает. Повышение цены на нефть, которое было вызвано эмбарго, компенсирует Тегерану потерю нескольких точек сбыта, отмечает финансовый аналитик Константин Кондаков. На данный момент иранские экспортеры пытаются договориться с Индией о значительном увеличении объемов закупок нефти по сниженной цене. В случае, если события в Иране примут военный характер, стоимость актива может дорасти до 150 долларов за баррель. Поддержку цене оказывают и перебои в поставках из Сирии, Судана и Йемена.
В отличие от Ирана, Европа уже ощутила последствия своего же эмбарго. Великобритания и Франция должны в кратчайшие сроки найти нового поставщика, а Саудовская Аравия, которая обещала восполнить недостаток ресурса, пока не приступила к конкретным действиям.