Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента (РДЭ) Украины в национальной и иностранной валютах с "позитивного" на "стабильный". Одновременно эти рейтинги подтверждены на уровне B, говорится в сообщении Fitch.
Баланс рисков, которые стоят перед Украиной, теперь может быть лучше отражен в "стабильном" прогнозе по рейтингам, после того как стоимость внешних заимствований для государства увеличилась на фоне прогнозируемого замедления мирового экономического роста", - пояснил директор группы суверенных рейтингов Fitch Чарльз Севилль.
"Позитивный" прогноз по суверенным рейтингам страны был присвоен в июле 2011 г. За прошедшее с тех пор время агентство пересмотрело в сторону понижения свои прогнозы глобального роста, а сокращение готовности инвесторов принимать риски привело к тому, что на многих развивающихся рынках произошло ослабление курса национальной валюты к доллару.
Ранее Fitch уже отмечало, что Украина является в большей степени уязвимой к ухудшению внешней среды, чем большинство развивающихся рынков, ввиду подверженности рискам циклической сталелитейной отрасли в сочетании с фактически фиксированным валютным курсом и с учетом политических рисков в стране. Риски внешнего финансирования также сказываются на рейтинге. Украина имеет высокий уровень валового внешнего долга (77% ВВП) и большие потребности во внешнем финансировании. Реализация программы МВФ приостановлена с марта.
В сентябре валютные резервы Национального банка Украины (НБУ) сократились на 8%, или на 3 млрд долл., до 35 млрд. долл., что немногим выше показателя 2010 г. Резервы НБУ испытывают давление в связи с увеличивающимся дефицитом счета текущих операций, который по прогнозам достигнет 4,5% ВВП в 2011 г., а также ввиду "бегства" частного сектора в иностранную валюту. В случае усиления перечисленных тенденций может повыситься вероятность снижения курса гривны.
Хотя, возможно, более высокая гибкость валютного курса была бы желательной, снижение курса национальной валюты ухудшило бы показатель платежеспособности страны (до 60% суверенного долга номинировано в иностранной валюте или имеет привязку к иностранной валюте). Это также сделало бы более сложным обслуживание задолженности частного сектора и создало бы дополнительные риски для финансового сектора.
По настоящий момент в 2011 г. исполнение государственного бюджета происходит с опережением целевых ориентиров, и дефицит должен составить около 4,5% ВВП. Правительство планирует еще более сократить дефицит в 2012 г. В то же время общий дефицит за 2011 г. превышает целевой уровень в 3,5% ВВП, установленный договоренностями с МВФ, главным образом из-за того, что у государственной нефтегазовой компании "Нафтогаз Украины" ожидаются убытки, эквивалентные 1,5% ВВП, в отсутствие корректировки тарифов на природный газ для населения. Реализация договоренностей с МВФ приостановлена в основном по той причине, что государство не подняло цены на газ для населения, как было оговорено.
Возобновление кредитования со стороны МВФ помогло бы Украине решить задачи с привлечением внешнего финансирования в 2012 г., когда ей предстоят значительные выплаты по предыдущим кредитам МВФ, и укрепить доверие в преддверии выборов в законодательный орган власти в 2012 г. Соглашение предусматривает предоставление 10 млрд SDR (специальных прав заимствования), т.е. 15 млрд долл. в рамках поддержки платежного баланса по 2012 г. при условии проведения ряда налогово-бюджетных и структурных реформ. Планы бюджетного финансирования на следующий год исходят из доступа к внешним рынкам заимствований.
Подписание соглашения о свободной торговле с ЕС, которое было намечено на декабрь 2011 г., может быть отложено с соответствующим воздействием на инвестиции и торговлю. Взаимоотношения с ЕС осложнились после того, как в октябре украинский суд приговорил лидера оппозиционной партии и бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко к тюремному заключению за превышение полномочий при ведении переговоров с Россией по ценам на газ и поставкам газа.
В случае возобновления давления на национальную валюту, дефицита внешнего финансирования или серьезного ухудшения внешней среды возможно негативное воздействие на рейтинг. Позитивное рейтинговое действие может быть проведено при обеспечении источников внешнего финансирования и поддержании доверия, что способствовало бы стабильному росту реального ВВП и снижению бюджетного дефицита.