ФГИУ выступил против портов-монолайнеров в Украине
Фонд госимущества выступил против концессионной монополии в морских портах. Об этом заявил заместитель главы ФГИУ Андрей Гайдуцкий.
"Есть риск трансформации портов в порты-монолайнеры. Если концессионером станет компания, например, производящая руду, то уже через несколько лет порт переквалифицируется исключительно под грузы этого инвестора. Фактически это уже будет порт-монолайнер, который будет работать трейдером именно этих типов груза. Появятся риски конфликтов с другими, в частности, с агро-трейдерами, если концессионер будет, например металлотрейдером", - заявил Андрей Гайдуцкий.
Как отметил чиновник, в новом законопроекте "О концессии", который сегодня разрабатывается рабочей группой при ФГИУ, будут заложены нормы, которые не позволят одному инвестору "взять" порт целиком.
По словам Гайдуцкого, продажа объектов морской транспортной отрасли - вариант намного менее эффективный, нежели концессия, поскольку полная приватизация портов состоялась только в двух странах - Франции и России. Оба примера свидетельствуют о том, что приватизация не является успешным выбором.
"Согласно мировому опыту, 90% морских терминалов остается в государственной собственности. Что касается сроков концессии - в мире отдают предпочтение краткосрочным договорам: на 15-25 лет с возможностью пролонгации. В 2007 году Европарламент утвердил так называемую политику развития европейских портов, в которой не рекомендует долгосрочные концессии, поскольку очень сложно спрогнозировать развитие грузопотоков на 30-40 лет вперед", - пояснил Гайдуцкий.
Комментируя попытку украинских властей передать в концессию на 49 лет одной из украинских компаний единственный глубоководный порт Украины, МТП "Южный", замглавы ФГИУ отметил, что процесс передачи остановлен. Результаты оценки активов порта возвращены компании-оценщику. Если же концессия "Южного" будет возобновлена, оценивать порт придется по-новому.
"Сейчас есть экономическая и политическая воля сделать все так, чтобы к концессии порта "Южный" был допущен не один, а много концессионеров. Чтобы порт достался не одному инвестору, а через аукцион, через конкурс каждый концессионер потерминально, пометражно получил то, сколько ему нужно для ведения его деятельности. И конечно было бы интересно, чтобы приоритет предоставлялся компаниям, которые работают с контейнерами. Поскольку контейнеры приносят больше дохода из расчета на одну тонну груза", - подчеркнул Гайдуцкий.
Замглавы ФГИУ также добавил, что в новом законопроекте "О концессии" предусмотрена возможность передавать в концессию даже часть портового терминала, что сделает невозможным появление в Украине портов-монолайнеров.
Напомним, в 2013 году ФГИУ запустил процесс подготовки к передаче крупнейшего морского порта Украины - МТП "Южный" - в концессию. По мнению профильных экспертов, данный процесс был лоббистским и предполагал передачу порта одной из украинских ФПГ, в результате чего эффективная гавань могла превратиться в закрытый порт-монолайнер, обслуживающий грузы одной компании. Благодаря активной позиции ряда общественных организаций, скандальная концессия была остановлена.