Социальная сеть Facebook, минувшей ночью объявившая о намерении провести IPO, раскрыла структуру собственников, как того требуют правила Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Как сообщается в проспекте Facebook, крупнейшим акционером компании является ее основатель и исполнительный директор Марк Цукерберг, владеющий 28,2% голосующего капитала.
Второй крупнейший акционер (11,4%) - венчурный инвестор Джеймс Брейер и фонд Accel Partners, где Брейер является управляющим партнером. Дастин Московиц, учившийся вместе с Цукербергом в Гарвардском университете и участвовавший в создании Facebook, владеет 7,6% голосов.
Инвестфонд DST Global Limited российских бизнесменов Юрия Мильнера и Алишера Усманова контролирует 5,5% голосующего капитала через 36,71 млн акций класса A и 94,57 млн акций класса B. Ранее из неофициальных источников было известно, что DST владеет примерно 5% акций Facebook, однако точные цифры не публиковались.
На каждую акцию класса A приходится один голос, тогда как акция класса B дает право на 10 голосов.
Как сообщается в материалах Facebook, между Цукербергом и DST действует соглашение, по которому все акции, принадлежащие DST, голосуют в пользу Цукерберга по всем вопросам, кроме выпуска акций Facebook в количестве, превышающем 20% акционерного капитала, а также решений, которые "непропорционально и неблагоприятно существенно затрагивают" DST.
С учетом всех таких соглашений с акционерами о делегировании голосов Цукерберг контролирует примерно 57% голосующих прав, следует из проспекта.
Facebook 1 февраля 2012 г. подал первоначальные документы в SEC на проведение первичного публичного размещения акций (IPO). О грядущем IPO самой популярной на планете соцсети активно заговорили в прошлом году, и эти слухи усилились с начала 2012 г. На прошлой неделе американские СМИ сообщили со ссылкой на источники, что Facebook готовится объявить о планах IPO, в рамках которого компания и ее существующие акционеры могут продать акции на сумму 10 млрд долл. Весь бизнес Facebook будет оценен в 75-100 млрд долл.
В предварительном проспекте, направленном в SEC, компания указала 5 млрд долл. в качестве потенциального размера IPO, однако эта цифра носит условный характер и, скорее всего, будет изменена в большую сторону. Но даже при таком объеме проданных акций IPO Facebook станет крупнейшим размещением в истории интернет-сектора. Сейчас рекорд удерживает Google, которая в 2004 г. продала акции на 1,67 млрд долл.
В опубликованном проспекте Facebook не указала ни количества акций, которое будет выставлено на продажу, ни ожидаемую цену размещения, а также сохранила интригу относительно биржевой площадки, которая примет акции соцсети после IPO (это будет либо NYSE, либо Nasdaq). Тем не менее потенциальные инвесторы с энтузиазмом анализируют документ, в котором впервые столь подробно раскрыта информация о деятельности и финансовых результатах Facebook.
Выручка Facebook в 2011 г. достигла 3,7 млрд долл., увеличившись на 88% по сравнению с 2010 г. (1,97 млрд долл.). В 2007 г. выручка социальной сети составляла всего лишь 153 млн долл. Чистая прибыль за 2011 г. составила 1 млрд долл. (то есть 27% от выручки). На прибыльность компания вышла в 2009 г., когда чистая прибыль составила 229 млн долл., а в 2010 г. показатель вырос до 606 млн долл. Количество активных пользователей Facebook, которые хотя бы раз в месяц заходят в свой аккаунт, составляет 845 млн человек.
Facebook отмечает, что наиболее перспективными для нее рынками являются Бразилия, Германия, Индия, Япония, Россия и Южная Корея. Однако на этих рынках компания борется с сильными региональными конкурентами, такими как Cyworld в Корее, Mixi в Японии и "ВКонтакте" в России.
Идея Facebook восходит к ранней юности Цукерберга, когда он учился в частной школе Phillips Exeter Academy в Нью-Гемпшире. В школе ежегодно публиковался справочник с именами, адресами и фотографиями учеников (буквально "книга лиц" - Facebook), и когда Цукерберг поступил в Гарвард, то выступил с инициативой создания аналогичного сетевого ресурса. Однако администрация учебного заведения отказала ему, сославшись на политику конфиденциальности, после чего Цукерберг взломал базу данных университета и создал простейший сайт с кодовым названием Facemash - прообраз будущей глобальной соцсети. Любопытно, что сервис Facemash, первоначально доступный только внутри Гарварда, предлагал посетителям сравнить фотографии студентов и студенток и оценить их по шкале привлекательности.