Европейское агентство по надзору за финансовыми рынками изучает методы Fitch, S&P и Moody's на предмет прозрачности
Европейское агентство по надзору за финансовыми рынками (ESMA) изучает методы присвоения рейтингов "тройкой" ведущих международных рейтинговых агентств (Fitch, Moody's, Standard & Poor's), последние действия которых дали немецким экспертам повод для беспокойства, сообщают немецкие СМИ.
После снижения агентствами рейтингов европейских банков ESMA решило разобраться в ситуации и изучить методы "тройки" на предмет прозрачности и объективности. Как отметил глава ESMA Стивен Майор, эксперты полагают, что Fitch, Moody's и S&P не располагают достаточным количеством аналитических материалов для того, чтобы делать заключения. Расследование ESMA должно завершиться до конца текущего года, добавил Майор.
По информации немецких СМИ, S&P выразило готовность предоставить необходимую документацию, разъясняющие принципы работы и методы присвоения оценок. Представители Moody's и Fitch пока не комментируют данную информацию в прессе.
За прошедшие месяцы Moody's неоднократно понижало рейтинги европейских банков. В разгар долгового кризиса в еврозоне рейтинговые агентства снижали суверенные кредитные рейтинги государств, в частности, Италии и Испании, чем вызвали волну негодования политиков, обвинивших американскую "тройку" в нагнетании обстановки. В ответ представители Fitch, Moody's и S&P заявили, что агентства являются лишь вестниками плохих новостей и просто "попадают под горячую руку", в то время как ответственность за разразившийся кризис лежит на плечах правительств государств, не сумевших во время взять под контроль расходы.
23 апреля сообщалось, что против рейтинговых агентств выступили не только европейские политики, но и крупные немецкие концерны, которые выступили с критикой планов международного агентства S&P поднять плату за выставление рейтинга. Подобный шаг со стороны S&P неприемлем и выльется в двоекратное увеличение цены, говорится в документе, подписанном главами крупных немецких компаний и направленным в S&P. В частности, свои подписи под документом, призывающим агентство пересмотреть свою ценовую политику, поставили руководители VW, Daimler, Siemens, Bayer, Eon, RWE, Continental, Lufthansa, Deutsche Post, Henkel, Linde и Bertelsmann.
В промышленных кругах ФРГ уточнили тогда, что концерны платят рейтинговым агентствам по 500 тыс. евро ежегодно за предоставление услуг по выставлению рейтинга. Американские рейтинговые агентства S&P, Moody's и Fitch "делают кассу" именно за счет рейтингования предприятий, в то время как выставление оценки государствам для них, скорее, необходимый элемент имиджа. Более всего критике со стороны немецких концернов подвергается монополия "тройки" американских агентств на рынке подобных услуг.
В настоящий момент в Европе обсуждается идея создания единого европейского рейтингового агентства, которое могло бы составить конкуренцию "американской тройке". Однако эксперты высказывают сомнения в состоятельности данной инициативы.
Как сообщают немецкие СМИ, европейская Roland Berger, работающая в секторе стратегического консалтинга, надеялась привлечь средства для реализации подобной задумки, оценивая необходимый объем стартового капитала в 300 млн евро, однако позже вынуждена была отказаться от этой идеи: компания так и не нашла поддержки среди крупных немецких и французских банков, на которую рассчитывала. Не проявляют активного интереса к участию в проекте и представители немецкой промышленности, что ставит реализацию инициативы под сомнение, учитывая сложности с привлечением необходимого капитала.