Европейский автопром ожидает кризис до 2017 г., - эксперты
Европейские автоконцерны сокращают тысячи сотрудников и впервые за долгие годы закрывают производства на фоне экономической рецессии в регионе. По прогнозам аналитиков, выйти на докризисные показатели сбыта компаниям удастся лишь к 2017 г. При этом, по мнению аналитиков, своих мест в ближайшее время лишатся куда больше сотрудников сектора, чем прогнозируют сами компании.
В четверг вторая по величине автомобильная компания Европы - французская Peugeot Citroen - заявила о намерении закрыть один из своих заводов под Парижем, а также дополнительно уволить около 8 тыс. сотрудников сверх анонсированного в прошлом году сокращения штата на 6 тыс. человек. Стоит отметить, что закрытие конвейера, который прекратит свою работу уже в 2014 г., станет первым случаем ликвидации автомобильного завода во Франции за последние 20 лет. Понимая сложность ситуации, в которую попали национальные автопроизводители, власти страны во главе с президентом-социалистом Франсуа Олландом готовы протянуть им руку помощи: план по поддержке автопрома во Франции будет представлен 25 июля.
По данным представителей Peugeot Citroen, за последние пять лет европейский автомобильный рынок уже сократился на 23%, но самое страшное еще впереди. Компания ожидает, что продажи легковых автомобилей в Старом Свете упадут еще на 8% в течение 2012 г. Такое замедление спроса уже привело к снижению нагрузки на производственные мощности: если в 2011 г. заводы Peugeot Citroen работали на 86% от своей мощности, то в текущем году этот показатель упал уже до 76%, став причиной убытка в 700 млн евро только за первую половину 2012 г.
Peugeot Citroen является далеко не единственным примером повального сокращения издержек в отрасли. О намерении закрыть уже второй по счету завод в Европе на прошлой неделе заявил глава Fiat Серджио Марчионне. Топ-менеджер также с сожалением отметил необходимость сокращения инвестиций в развитие компании в регионе.
Избавляться от собственных производственных мощностей в Европе вынуждены даже зарубежные компании. К примеру, в среду японская Mitsubishi Motors объявила о намерении продать свой единственный завод в Западной Европе голландской компании VDL Groep всего за 1 евро. Правда, в обмен на смехотворную сумму сделки новый собственник берет на себя обязательства по сохранению всех рабочих мест на предприятии.
Угроза не выполнить намеченный на 2012 г. план нависла и над автоконцерном Renault. Согласно опубликованным в среду данным, за первое полугодие компания смогла продать на 3,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. Европейские же продажи Renault упали еще больше - на 14,9%. При этом минимизировать такой негативный эффект не сумели даже успехи автопроизводителя на зарубежных рынках, поэтому компания продолжает взятый курс на сокращение издержек. Вскоре работы в Renault лишатся около 10 тыс. ее сотрудников.
"Этот год и несколько следующих лет станут одним из самых ужасных периодов для европейского автопрома за последние два десятилетия. Мы ожидаем, что в 2012 г. совокупные продажи легковых машин упадут до 12,8 млн, а в 2013 г. этот показатель станет еще меньше - 12,6 млн машин. Для сравнения, еще в 2007 г. здесь было продано 14,7 млн автомобилей, а в 2011 - 13,5 млн. Для возврата к этим объемам местным компаниям понадобится около пяти лет. Я уверен, что мы станем свидетелями закрытия далеко не одного автомобильного завода в Европе", - пояснил профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхоффер. По его мнению, с наибольшими трудностями в ближайшие годы столкнутся те компании, кто продает более 50% своей продукции в Европе. К ним, в частности, относятся многие французские производители, к примеру Peugeot Citroen, Renault, а также итальянский Fiat, немецкий Opel и европейская "дочка" Ford.