Планы КМУ и ГФС Украины установить минимальные цены на сигареты не противоречат Соглашению об ассоциации (СА) между Украиной и Евросоюзом. Об этом в комментарии "Апострофу" заявил исполнительный директор МЦПИ Сергей Кищенко, комментируя ранее появившуюся в СМИ информацию о несоответствии данной нормы европейскому законодательству.
По его словам, решения Европейского суда справедливости по делу C-197/08 "Комиссия против Франции", делу C-198/08 "Комиссия против Австрии" и делу 221/08 "Комиссия против Ирландии" демонстрируют, что суд не позволяет устанавливать минимальные цены, когда это препятствует производителям/импортерам табачных изделий получать преимущества от более низких затрат на производство.
Отмечается, что директива 2011/64/EU от 21 июня 2011 года не запрещает государствам-членам устанавливать минимальные розничные цены на табачные изделия.
Издание подчеркивает, что Европейский суд справедливости заявил, что директива не препятствует государствам-членам принимать меры по борьбе с курением с целью охраны здоровья населения и, что директива 95/59 не нарушает ценовую политику при условии, что она не идет вразрез с задачами указанной директивы, в частности с обеспечением того, чтобы не искажалась конкуренция между различными категориями табачных изделий, принадлежащих к одной группе ("Комиссия против Франции", пункт 47).
"Кабинет министров Украины, согласно действующему законодательству, должен был установить уровень минимальных оптово-отпускных и розничных цен на табачные изделия до 1 марта 2016 года, но до сих пор этого не сделал. Скорее всего работают какие-то лоббисткие механизмы, на правительство давят производители дешевых сигарет, которые не заинтересованны в повышении цен. Но введение минимальной розничной цены сделало бы невозможным реализацию табачных изделий меньше себестоимости, чем сейчас грешат все производители, отстаивая свою долю рынка, поскольку покрывала бы не только косвенные налоги, но и минимальную себестоимость продукции вместе с затратами на ее реализацию. Именно так рассчитываются минимальные цены на алкогольные напитки", - отмечает эксперт.
По его словам, меры, которыми устанавливаются минимальные цены, основанные на себестоимости производства и обязательных налогах/платежах (то есть мерах, которые предотвращают продажи с убытком), могут быть разрешены в соответствии с директивой, при условии, что они не препятствуют конкуренции.
"Даже после поднятия ставок акцизного налога в январе 2016 года не наблюдается рост цен в дешевом сегменте, в некоторых случаях цены продолжают снижаться", - отмечает Кищенко.