Принятие Кабинетом министров Украины постановления "О реализации пилотного проекта по внедрению электронной системы контроля над уплатой акцизного налога с табачных изделий в режиме реального времени", может привести к тому, что производители табака будут самостоятельно насчитывать себе акцизный налог, в то время как фискалы будут иметь очень приблизительное представление о реальности этих цифр. Такого мнения придерживаются некоторые эксперты отрасли.
По мнению специалистов, проконтролировать объемы реально произведенной продукции будет невозможно, поскольку базы данных кодов Codentify просто не существует. Соответственно, отмечают они, никто не сможет гарантировать, что на табачных фабриках не будет производиться "левый" товар.
"Конечно, электронное кодирование - это хорошо, но другой вопрос, насколько сами производители будут добросовестно маркировать свои товары и не останется ли место для контрабандного товара", - отметил глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Руководитель Центра рыночных реформ Владимир Лановой также отмечает, что в данном случае очень важен вопрос качества и технического уровня контроля.
"Альтернатива нынешним акцизным маркам может быть такая - либо лепится марка, содержащая всю информацию о товаре, либо вот эти непонятные кодировки, которые непонятно в каких статистических регистрах будут храниться, - рассуждает экс-министр экономики Сергей Терехин. - Какие еще 12-значные символы? Наверно, это сделано для того, чтобы какой-то субподрядчик ставил эти цифры и буквы на пачку или продавал технологию, как их ставить. Но где регламент этого "проставления", кто будет его контролировать? Не с той стороны у нас начали борьбу с налоговыми уклонениями".
Напомним, согласно постановлению "О реализации пилотного проекта по внедрению электронной системы контроля над уплатой акцизного налога с табачных изделий в режиме реального времени" изменится порядок взимания акцизов у производителей табачной продукции. На смену традиционной акцизной марке может прийти электронная система Codentify, запатентованная табачным гигантом "Филипп Моррис".
Речь идет о внедрении так называемого метода двухмерных штрих-кодов, основанного на использовании уникального зашифрованного 12-значного символа. В коде, который будет наноситься на каждую сигаретную пачку типографской краской с помощью лазерного принтера прямо на производстве, зашифрована информация о месте производства, номере механизма, дате и времени производства и торговой марке.