Горно-металлургический комплекс Украины требует немедленного вмешательства со стороны государства из-за серьезных проблем, с которыми столкнулась отрасль. Об этом идет речь в письме в адрес премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, министра экономического развития и торговли Степана Кубива, министру финансов Украины Александру Данилюку от глав профильных ассоциаций металлургов.
В письме указывается, что в течение последних двух лет предприятия отрасли оказались в сложнейшем положении "из-за крайне негативных изменений на внешних рынках (сокращения рынков сбыта, повышения конкуренции вследствие значительного мирового перепроизводства стали, снижение цен на продукцию ГМК почти на 40%, проблемы по привлечению внешнего финансирования), боевых действий на Востоке Украины (которые привели к разрушению инфраструктуры, сокращению или прекращению деятельности целого ряда поставщиков сырья)".
Кроме того, крайне негативное влияние оказала и продолжает иметь непоследовательная, фрагментарная и диспаритетная государственная политика, особенно в сфере тарифов на услуги государственных монополий и налогообложения. Также проблемой для отрасли является отсутствие понимания на государственном уровне роли ГМК в экономике страны и долгосрочной стратегии сохранения конкурентоспособности отечественного ГМК, который может стать прочной базой для восстановления экономического роста в Украине.
Среди проблем, требующих немедленного решения, авторы письма выделяют в частности государственное тарифное регулирование: "Инициированная Министерством инфраструктуры индексация грузовых железнодорожных тарифов на 15%, на сегодня является абсолютно нецелесообразной (есть резервы в операционной деятельности и финплане УЗ на 2016 год) и крайне вредной для конкурентоспособности отечественного ГМК", - пишут авторы.
Негативным фактором также является "предоставление в марте 2016 преференций производителям железной руды из РФ в форме скидок в транзитных тарифов по Украине на уровне 15-25% (при планах УЗ / МИУ по увеличению внутренних тарифов на 15%), может привести к потере рынков сбыта железной руды в Восточной Европе (доходы от транзита составят всего $ 11-17 / т руды, доходы от ее экспорта в 2015 году - более $ 50 / т)", - отмечают эксперты.
Кроме того, по словам авторов письма, по украинской промышленности бьет стоимость транспортировки газа для промышленных потребителей Украины, высокий уровень портовых сборов. А также вопросы возмещения НДС предприятиям, которые перерегистрированы с неконтролируемой на подконтрольной Украины территории и платят налоги в бюджет Украины, уничтожает их конкурентоспособность и может привести к их остановке.
Отдельно авторы отмечают проблематику с железнодорожным сообщением в пределах Украины: "За более чем полтора года с момента прекращения грузового железнодорожного сообщения с г.Мариуполем по традиционному маршруту через ст.Ясинувата Укрзализныця при активной поддержке со стороны металлургических комбинатов Мариуполь смогла наладить перевозки по альтернативному маршруту через Камыш-Зарю для только 12-13 грузовых поездов в сутки, в то время как для полной загрузки производственных мощностей необходимо обеспечить перевозки не менее 20 грузовых поездов только в адрес ММК им.Ильича и МК "Азовсталь". Из-за невозможности расширить производство на МК в Мариуполе Украина потенциально недополучит $ 0,7 – 1,0 млрд валютной выручки в год".
Также авторы отмечают, что дефицит металлолома на внутреннем рынке для нужд отечественных металлургов привел к недопроизводству более чем 0,78 млн тонн металлопродукции и чистой потери экспортной выручки в объеме около $150 млн. В 2016 ситуация с обеспечением металлоломом только ухудшилась.