Теневая экономика в Украине составляет приблизительно треть ВВП: с 2010 по 2021 год ее размер колебался в пределах 28-36%. Вместе с тем, безопасным считается уровень "тени" не более 15%.
Об этом говорится в материале РБК-Украина "Ближе к свету. Как вывести экономику Украины из тени в условиях войны".
Как отмечается в материале, показатель теневой экономики в Украине нельзя назвать критичным - он соразмерен с данными по некоторым странам Восточной Европы, к примеру, Болгария, Хорватия и страны Балтии (23%-30%). В Дании и Швеции в тени находится 12% и 13 % экономики. В ЕС в среднем уровень теневой экономики составляет 18% ВВП. В США, Японии, Канаде этот показатель в пределах 6-10%.
Для снижения налогового давления необходимо отталкиваться от расходов бизнеса, работающего в тени, говорит экономист Алексей Кущ.
"В Украине средний теневой налог - 10-15%. Они же тоже платят за обналичку денег, за "крыши" и так далее. Поэтому, если снизит фонд оплаты труда до 10-15% - это и будет той точкой, когда внутренняя оптимизация для бизнеса будет бессмысленной. Если будет выбор - работать в белую и платить 15% или в темную за 10%, то наверняка бизнес выберет первый вариант", - уверен Кущ.
Бизнес при таких условиях может выйти из "тени", если государство гарантирует, что в течение определенного времени налоговые правила и ставки не будут меняться. А уже потом - по мере роста экономики - налоги можно будет повышать.
Исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС) Глеб Вышлинский считает, что важность снижения налогов для детенизации украинской экономики преувеличена. Доказательство тому - готовность украинцев, как до войны, так и сейчас к трудовой миграции и переводу бизнеса в страны с более высокой налоговой нагрузкой.
"Кроме того, как показал опыт снижения ЕСВ с 40 до 22%, само по себе снижение налогов, даже на труд, не дает детенизации. Тем более что сейчас налоговая нагрузка в Украине ниже, чем у соседей. Поэтому я бы, скорее, пошел путем закрытия налоговых дыр, в частности, довел до конца требование по РРО на "упрощенке" после окончания войны - без этого огромная часть экономики живет в черном нале", - отметил Вышлинский в комментарии РБК-Украина.
Подобной позиции придерживается и заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило. В условиях военного времени, по его мнению, правительству нужно сохранять максимальную экономическую активность в стране, чтобы наполнять бюджет. А потому никакие налоговые послабления сейчас делать не стоит, считает он.
"Не думаю, что продуктивным будет усиление налоговой и регуляторной нагрузки и попытки выдавить больше налогов из малого и среднего бизнеса. Это не означает, что мы должны отказаться от проверок, как говорят некоторые горячие головы. Однозначно бизнес должен платит налоги, процесс должен контролироваться, но без ужесточения нагрузки, а за счет упрощения администрирования", - уверен Жалило.
Он также полагает, что налоговые послабления, введенные после начала активных боевых действий, нужно отменять. "У нас был период - март-апрель, когда налоговая не могла работать, или считали, что она не может работать. И тогда решили всех перевести на упрощенную систему, отменили таможенные пошлины, но это время прошло. Сейчас надо возвращаться к нормальной налоговой системе, которая позволит наполнять бюджет. Это не усиление, а возврат к той системе, которая была. Ее можно облегчить за счет упрощения администрирования", - заявил Жалило.
Напомним, уровень теневой экономики в 2020 году составил 30% от объема официального валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. Это на 3 п.п. больше показателя 2019 года (27%).
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.