В Администрации Президента не смогли создать новый проект левого толка, который был бы подконтролен Банковой. Кроме того, Петр Порошенко справедливо принял во внимание возможную реакцию части европейского сообщества на судебный запрет КПУ без наличия на то формальных и юридических оснований. Потому есть основания полагать, что власти отказались от плана по ликвидации Компартии Петра Симоненко.
Анна Сергеева
В Администрации Президента не смогли создать новый проект левого толка, который был бы подконтролен Банковой. Кроме того, Петр Порошенко справедливо принял во внимание возможную реакцию части европейского сообщества на судебный запрет КПУ без наличия на то формальных и юридических оснований. Потому есть основания полагать, что власти отказались от плана по ликвидации Компартии Петра Симоненко.
Громкие обещания спикера Рады Александра Турчинова ликвидировать через суды КПУ сошли на нет - аккурат в разгар парламентской избирательной кампании. Даже представители ВО "Свобода", ранее обещавшие чуть не в каждом выступлении привлечь к уголовной ответственности всех коммунистов, утихли и ограничиваются личными угрозами.
Максимум чего добилась новая власть - распустила фракцию КПУ в ВР и передала иски Минюста с требованием запрета партии в Киевский окружной админсуд. Уже в КОАС началась волокита - заседания суда переносились, а затем были отложены на неопределенный срок в связи с отключением света. Вскоре появилась информация о необходимости отвода судьи по причине окончания срока его полномочий.
Складывается впечатление, что проект "ликвидация КПУ" спускается на тормозах. Политические эксперты считают, что этому есть несколько причин.
"Когда только началась кампания против партии Симоненко, затем последовал роспуск фракции в парламенте, на каждом углу звучали угрозы о привлечении к ответственности ее лидеров, в Администрации Президента был подготовлен план по созданию новой и управляемой левой силы. То есть, такого проекта, который в случае запрета КПУ смог бы работать на левом фланге, забрать электорат Симоненко, а в реальности - сотрудничать с властью в рамках общих договоренностей и политических интересов определенных групп. Но план провалился. Он изначально был сомнительным с точки зрения электоральных дивидендов. Поэтому идею с запретом КПУ отложили", - сказал политолог Виктор Небоженко.
Впрочем, уверен Виктор Небоженко, Компартию Симоненко постараются не пропустят в Раду следующего созыва - на них не хватит мест, которые уже мысленно заняли члены Партии регионов, идущие по списку "Оппозиционного блока" (ОБло). "Они (регионалы, - ред.) будут любыми методами бороться за получение мандата из-за страха быть посажеными в тюрьму или лишения всех активов. Поэтому основными конкурентами коммунистов на парламентских выборах станут как раз "регионалы", - сказал Небоженко.
Он также отметил, что не оправдались прогнозы относительно перетекания левого электората к "Батькивщине" Юлии Тимошенко.
"Поэтому КПУ однозначно рано хоронить. Пока ни одна из нынешних политических партий не смогла заместить в полной мере партию Симоненко, ответить на существующий запрос в массах на левую идею", - резюмировал Небоженко.
С ним согласен политолог Владимир Фесенко, который сказал, что отказ от идеи выведения КПУ из политического поля может быть связан с планам власти рассеять голоса русскоязычных избирателей. "Чем больше будет пророссийских кандидатов, тем самым будут меньше шансы каждого из них на прохождение в Раду, в том числе, это касается всех партий пророссийского направления", - уверен он.
По словам Фесенко, возможно, власть изначально не собиралась доводить дело до конца. "Думаю, никто особо и не хотел на самом деле запрещать КПУ. Точнее сказать, одни силы хотели этого, а другие понимали, что это принесет больше негативных последствий, чем личных политических бонусов. Не исключено, что сама инициатива запрета КПУ была не более, чем просто политической игрой на антикоммунистических интересах, с целью увеличения количества своих сторонников и избирателей", - отметил Владимир Фесенко.
Несмотря на это, считают политологи, левые настроения в Украине будут усиливаться - на фоне ухудшения социально-экономических показателей и уровня жизни, проблем с обеспечением ЖКУ, ростом тарифов и цен. При этом, рост протестных настроений, которые изначально совпадают с основной коммунистической идеей "борьбы пролетариата", может спровоцировать новые социальные потрясения.
Эксперты едины во мнении, что в этом случае новый массовый протест в Украине уже не будет таким, как даже во время Евромайдана. Старый большевистский лозунг "верхи не могут, низы не хотят" может привести к крайне жесткому силовому сценарию. И во власти это понимают, уверены политологи.
Внешние риски, связанные с радикализацией настроения населения, преимущественно проистекают из России, власти которой готовы поддержать тотальную обструкцию украинского руководства. Но и в ЕС напоминают о рисках курса, по которому ведет страну новый глава государства. Ведь и в Европе за последние пять лет, из-за последствий выросло количество сторонников левых идей. При этом, европейские принципы - права человека, свобода слова и волеизъявления - остаются непоколебимы. И они противоречат уже самому намерению запретить какую-либо партию
Эксперты уверены, что команда Петра Порошенко вынуждена хотя бы частично выполнять базовые условия Европы по соблюдению основных принципов и стандартов ЕС. В противном случае Киев может не рассчитывать на получение макроэкономической помощи ЕС.
Европейская толерантность исключает возможность запрета коммунистической партии, считает политолог Вадим Карасев. "Запрет КПУ, однозначно, негативно был бы воспринят в Европе. А Украина же идет туда! Тем более, за что запрещать деятельность КПУ? За Голодомор? Тогда нужен был бы полномасштабный судебный процесс. Но на это у власти нет времени и возможностей. Это бы еще больше втянуло и без того неоднородную и разорванную страну в противостояние на идеологическом уровне. Если бы был выбран формальный повод для запрета КПУ в виде пособничества сепаратизму, то на этом основании можно при желании запретить большинство партий Украины. Это бы повлекло за собой серьезные политические пертурбации, в том числе, нужно было бы разбираться с Партией регионов. Поэтому ни формальных, ни юридических оснований для легитимного запрета КПУ не было и нет. Власть это понимала, как и негативные последствия в виде реакции ЕС. Москва тоже бы использовала этот факт для демонстрации новой Украины как не правового государства, где нивелируются интересы жителей востока и юга страны - регионов, где в основной массе голосуют за КПУ и про российские силы", - уверен эксперт.
Однако, считает Виктор Небоженко, часть представителей КПУ все равно будет в Раде VIII созыва. "Симоненко и другие лидеры партии будут представлены в новом парламенте, они выиграют выборы на мажоритарных округах, начиная от Винницкой и заканчивая Запорожской областью. Естественно, рассчитывать на еще один традиционный для них регион - Днепропетровскую и Донецкую области - не стоит. Коломойский сделает все, чтобы коммунисты не прошли по его округам. И коммунисты смогут сформировать в новом парламенте пусть не фракцию, но депутатскую группу - точно. Они останутся той силой, которая будет в полной мере отвечать интересам тех, кто не откажется от идеи интеграции с РФ, это базовый русскоязычный электорат, для которого нет иного вектора, кроме Таможенного союза и воссоздания СССР. Пока что альтернативной политической силы, которая могла бы заменить в этой нише КПУ, однозначно нет. И вряд она будет создана в ближайшей перспективе", - резюмировал политолог.