В Украине необходимо отменить все концессионные конкурсы до тех пор, пока не будет принят новый закон "О концессии". Об этом заявила эксперт по вопросам управления объектами государственной собственности Института общественно-экономических исследований Ирина Ратинская.
"Особенно это важно для стратегических объектов, таких как морские порты Украины", - подчеркнула эксперт.
По ее словам, отдавать гособъекты в концессию по действующему закону - это сдача активов олигархам на очень выгодных для них условиях. Проигрыш для государства будет огромным. Особенно, если речь идет о таких предприятиях-гигантах, как, например, порт "Южный".
Ратинская поддержала инициативу главы ФГИУ о необходимости менять старое концессионное законодательства. Глава Фонда Игорь Билоус отметил, что концессия портов несет множество рисков, если осуществлять ее по нынешним законам.
"Во-первых, возможны манипуляции с формулой подсчета концессионного платежа. В мире принята схема: чем больше концессионер инвестирует в объект, тем меньше концессионный платеж - и наоборот. Цель такой схемы - увеличить отдачу объекта благодаря качеству актива. Но в Украине концессионная ставка привязана к коэффициенту фондоотдачи (коэффициенту оборота основных средств): чем ниже фондоотдача - тем ниже концессионная плата. А чтобы занизить фондоотдачу, достаточно всего лишь завысить балансовую стоимость основных фондов, передаваемых в концессию", - считает глава ФГИУ.
Кроме этого, Билоус предлагает сократить на законодательном уровне сроки концессии (в Украине - 49 лет; в Европе - 15-20 лет), прописать передачу в концессию исключительно терминалов. Также, по его словам, Украине следует расширить круг потенциальных инвесторов и привлечь к концессиям портов не структуры, аффилированные с украинскими ФПГ, а крупных западных инвесторов, специализирующихся на перевалке.
По мнению экспертов, передача в концессию такой крупной гавани, как "МТП "Южный" может закончиться тем, что порт превратится в узко-профильный комплекс по перевалке руды и угля. Остальной ассортимент грузов будет выдавлен олигархами, как непрофильный, что приведет к сокращению персонала и поставит порт в полную зависимость от предприятий ФПГ, которая станет фактическим концессионером гавани.
По мнению Ратинской, допускать к концессионному конкурсу по портам нужно лишь те компании, у которых логистические услуги являются основной деятельностью.
"Все необходимые изменения и коррективы в законе "О концессии" требуют согласования с огромным количеством органов власти. В лучшем случае этот процесс может затянуться на месяца, а то и дольше. Но проводить конкурс в том виде, который предлагает действующий закон нельзя", - уверена эксперт.