Евразийская экономическая (ЕЭК) комиссия может поднять таможенные ставки на украинскую продукцию. Об этом сообщил источник "Коммерсант Украина", участвующий в украинско-российских переговорах.
Как сообщается, в Таможенном союзе (ТС) приступили к реализации своей угрозы ухудшить условия доступа украинской продукции на рынки России, Казахстана и Белоруссии. 28 октября 2013 г. Евразийская экономическая комиссия обнародовала решение N41 от 24 октября, которым наделила себя правом в одностороннем порядке пересматривать ставки пошлин в соответствии с дополнением N6 к соглашению о зоне свободной торговли (ЗСТ) между странами СНГ. Еще в пятницу об этом заявил президент РФ Владимир Путин: "Мы оставляем за собой право использовать протокол N6 договора о ЗСТ, чтобы защитить свой рынок. Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров, но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках режима ЗСТ".
В дополнении N6 говорится, что если участие одной из стран соглашения в аналогичных ЗСТ ведет к росту импорта из такой страны в объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства-участники ТС оставляют за собой право ввести пошлины на импорт соответствующих товаров из такой страны. Вместо нулевых пошлин будут ставки режима наибольшего благоприятствования (ставки, закрепленные при вступлении России в ВТО). Именно из-за наличия этой нормы в соглашении Украина затягивала его ратификацию. В этот же период завершалась подготовка соглашения о ЗСТ с Евросоюзом.
О том, что подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС "создаст риски" для торговли, заявили и в российском МИДе. В таком случае, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Россия прибегнет к мерам защиты. "Товары будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования на основе норм ВТО, но льготы, которые дополнительно к этому режиму вытекают из участия в договоре о зоне свободной торговли в рамках СНГ, конечно, прекратят свое действие",- заявил вчера министр.
В украинском правительстве уточняют: эта формулировка настолько неконкретна, что ее применение нарушит нормы ВТО. "У меня есть большой вопрос по поводу соответствия этого дополнения нормам ВТО в связи с неопределенностью прописанной в нем процедуры",- сказал правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий. По его словам, возможность повышения пошлин упоминается не в связи с убытком, а даже с угрозой убытков. "Если говорить об ущербе от массированного импорта, то есть процедуры ВТО по защите от них. Члены ТС всегда могут ими воспользоваться. Однако они хотят вводить заградительные меры в случае появления таких угроз, что противоречит нормам ВТО",- заявил Пятницкий. По его словам, для использования этой нормы Украине и ТС необходимо предварительно уточнить, как именно трактовать это дополнение.
Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян и вовсе уверен, что у ТС нет оснований для пересмотра ставок. "Нужно внимательно читать документ: там указано, что для такого пересмотра нужны веские основания. Пока их нет - соглашение с ЕС еще не заработало. При этом члены ТС еще даже не готовы сообщить нам, по каким товарам они опасаются значительного роста украинского импорта. Если у РФ появятся такие обоснованные опасения, мы готовы их обсуждать",- пояснил он. Пятницкий допускает политическое использование этой нормы. "После событий августа (блокирование украинского экспорта на российской границе) возможно все что угодно",- уточнил он. Учитывая, что такие ограничения не предусмотрены нормами ВТО, в случае их использования ТС "будет непонятно, куда обращаться".
Источник, участвующий в украинско-российских переговорах, отмечает, что в случае принятия такого решения у Украины очень мало шансов оспорить его. "Этот шаг не касается ВТО, пока новые ставки для украинских товаров не превышают условия членства России в этой организации. Мы можем обратиться в арбитраж СНГ, который предусмотрен в соглашении о свободной торговле. Тогда торговый спор будут решать три арбитра, двое из которых назначаются сторонами спора, а третий - консенсусом. Если консенсуса достичь не удастся, третьего арбитра назначит Экономический суд СНГ. Несложно угадать, каким будет его решение",- пояснил собеседник. По его словам, единственным выходом из ситуации будет доказательство того, что протокол N6 противоречит нормам работы ЗСТ, определяемым соглашением ГАТТ-ВТО, но доказать это сложно.