Бывший советник Президента Украины Виктора Януковича и экс-владелец телеканала НТН - народный депутат Эдуард Прутник - инвестирует в добычу алмазов в Южной Африке. Подконтрольные ему структуры близки к тому, чтобы стать крупнейшим акционером Namakwa Diamonds. Сейчас это небольшой добытчик, но компания приобрела достаточно перспективную лицензию. На этом Прутник останавливаться не намерен и сейчас занимается поиском новых активов для инвестирования на континенте, пишет "Коммерсант-Украина".
О том, что Эдуард Прутник становится владельцем крупного пакета в добытчике алмазов в странах Южной Африки - компании Namakwa Diamonds, последняя сообщила в годовом отчете (закончился 31 августа), который в пятницу появился на сайте Лондонской фондовой биржи. Принадлежащая ему Jarvirne Ltd (зарегистрирована на Британских Виргинских островах) увеличивает долю в Namakwa с 13,13% до 32,2% акций.
Namakwa ведет добычу алмазов в ЮАР и Конго, а также владеет активами в Анголе, Намибии и Лесото. Пока компания является некрупным добытчиком - в 2010 году она добыла алмазов общим весом 115 тыс. карат, ее выручка составила 93,3 млн долл. Для сравнения: показатели крупнейшего в мире добытчика алмазов - российской "Алроса" - в 2010 году составили 19,3 млн карат. Но в 2010 году компания Namakwa Batla Diamonds Ltd (NBDL), в которой Namakwa владеет 62,5% акций, получила лицензию на разработку кимберлитовой трубки Као, входящей в десятку крупнейших в мире. Ее ресурсы оцениваются в 12,4 млн карат. Кроме того, 1 января 2012 года Namakwa планирует вывести на полную производственную мощность обогатительную фабрику по разработке кимберлитовой трубки. Это позволит Namakwa ежегодно добывать алмазы на 250 тыс. карат.
Компания Jarvirne входит в состав группы Uvercon Эдуарда Прутника. Группа владеет активами в Украине и за рубежом в областях энергетики, добычи алмазов, олова, меди, платины, золота, хрома, в сельском хозяйстве и рыбной ловле. Финпоказатели не разглашаются. В начале 2000-х годов Прутник занимал должности зампредседателя Донецкого облсовета и зампредседателя Донецкой облгосадминистрации. С конца 2002-го по начало 2005 года - советник премьер-министра Виктора Януковича. С 2006 года - народный депутат от Партии регионов. До 2009 года Эдуард Прутник владел телеканалом НТН, который продал группе "Интер" в 2009 году. Тогда сделка оценивалась не менее чем в 330 млн долл.
Эдуард Прутник решил инвестировать в Namakwa в 2010 году. Сначала он скупил на бирже порядка 5% акций компаний. Позже Namakwa привлекла у подконтрольной ему Jarvirne кредит на 17 млн долл. В сентябре нынешнего года Namakwa и Jarvirne подписали соглашение, согласно которому компания рассчитается с кредитором своими акциями. В результате Jarvirne удалось увеличить свой пакет в Namakwa до 13,13%. Тогда же Jarvirne предоставила еще один кредит на 40 млн долл. сроком на два года под 24% годовых. Причем проценты по кредиту за первый год Namakwa также погасит своими акциями. В результате Jarvirne получила возможность увеличить долю в добытчике до 32,2%, став крупнейшим акционером Namakwa. Сейчас около 11% акций Namakwa владеет семья основателей компании - Крюгер, по 5-6% акций у инвестфонда BlackRock, банка Goldman Sachs и хедж-фонда SAC Capital. Около 30% акций - free float. Капитализация на пятницу - 19,5 млн долл.
Эдуард Прутник был одним из инициаторов смены руководства Namakwa. В сентябре 2011 года гендиректором Namakwa был назначен Ричард Коллокот, возглавлявший одно из международных подразделений "Норильского никеля". А представители Эдуарда Прутника получили два из семи мест в совете директоров Namakwa. В течение ближайших трех-пяти лет отраслевые аналитики Goldman Sachs прогнозируют рост цен на алмазы в среднем на 9-12% в год в связи с сокращением ресурсной базы и ростом спроса в Индии и Азии. Текущая стоимости алмазов - 400-410 долл. за карат. Кроме того, по оценкам Jarvirne, акции Namakwa сильно недооценены на бирже - только разрешение на разработку кимберлитовой трубки Као стоит минимум 400 млн долл.
Представитель Jarvirne Аллен Гессен говорит, что Эдуард Прутник преследует широкую стратегию инвестирования в африканские активы. Сейчас его структуры инвестируют в добычу золота, платины, хрома, а также в энергетику в регионе. "Namakwa является хорошей площадкой для инвестирования в другие африканские активы, - говорит Гессен. - Мы не готовы быть миноритарными акционерами и рассчитываем на контроль в тех активах, в которые готовы инвестировать".