После завершения президентских выборов основной интригой политического процесса прогнозируемо стало маневрирование главных действующих лиц отечественной политики вокруг решения вопроса о дальнейшей судьбе Верховной Рады Украины седьмого созыва.
Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина
После завершения президентских выборов основной интригой политического процесса прогнозируемо стало маневрирование главных действующих лиц отечественной политики вокруг решения вопроса о дальнейшей судьбе Верховной Рады Украины седьмого созыва.
В последнее время в информационном поле интенсивно распространяются слухи о якобы готовности народных депутатов создать в парламенте новую пропрезидентскую коалицию, в которую вошло бы чуть ли не 300 человек. Сегодняшний выход из фракции Партии регионов еще двадцати человек и результативное голосование о лишении депутатской неприкосновенности Олега Царева свидетельствуют, что эти "слухи" далеко небезосновательны, и значительная часть народных избранников на самом деле готова сделать все возможное и невозможное для того, чтобы сохраниться и не идти на перевыборы.
Укладывается в такую логику развития событий и заявление Виталия Кличко, который, говоря о необходимости переизбрания Верховной Рады, неожиданно и довольно двусмысленно заявил, что "парламенту надо успеть еще многое сделать", что дает основания для определенного оптимизма противникам идеи роспуска законодательного органа государства и сторонникам идеи отсрочки такого роспуска на неопределенное время.
Однако надо осознавать, что на самом деле политический момент вообще не ставит на повестку дня вопрос о целесообразности или нецелесообразности роспуска Верховной Рады Украины. Ответ на этот вопрос очевиден - роспуск парламента неизбежен, поскольку требовать этого будут не только отдельные политические группы, которые почувствовали вкус победы после президентских и местных выборов, но прежде всего "улица" - люди, которые требуют, по крайней мере, кажущейся перезагрузки власти.
Новоизбранный Президент вряд ли сможет найти достаточно веские и убедительные аргументы, чтобы объяснить "Майдану" оправданность пребывания в стенах парламента, а тем более в рядах нового пропрезидентского большинства, таких одиозных персонажей, как Тигипко, Олийнык или Литвин, причастных не только к принятию печально известных диктаторских законов 16 января 2014 года, но и к ратификации харьковских соглашений, и одобрению многих других, мягко говоря, спорных решений. Чтобы понять масштабы потенциального недовольства таким ходом событий, достаточно увидеть резкую негативную реакцию значительной части украинского общества даже на слухи о возможном "назначении" новым "временным" спикером Литвина.
Давление улицы на Президента будет расти пропорционально росту недовольства масс социально-экономической ситуацией в Украине, ухудшение которой, к большому сожалению, также неизбежно в силу многих как внутренних, так и внешних факторов. В таких условиях Президенту не останется ничего другого, как найти "виновных" в парламенте.
Вполне очевидным является также тот факт, что провести какие-то радикальные реформы, не имея в парламенте устойчивого пропрезидентского большинства, будет невозможно даже при наличии искреннего желания такие реформы проводить. Доказано еще Виктором Ющенко. Поэтому надеяться на то, что Ефремов, Чечетов и Герман могут стать локомотивом перемен, не приходится.
Учитывая приведенное выше, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить, что судьба Верховной Рады Украины седьмого созыва решена самой логикой развития событий - роспуск неизбежен. Вопрос лишь в том, когда и каким образом парламент будет распущен.
Большинство экспертов отмечает, что сделать это новоизбранному Президенту будет непросто, тем более преодолевая сопротивление народных избранников.
Безусловно, решить этот вопрос исключительно в правовом поле, исходя из тех оснований для роспуска парламента, которые содержатся в Конституции Украины, на самом деле может быть сложно. Но в то же время надо осознавать, что отправить Януковича в отставку "правовым" путем вообще было нереально. Поэтому вся эта риторика отдельных "законников" о якобы отсутствии правовых путей урегулирования политического кризиса - это не более чем попытки манипуляций и жонглирования понятиями. Вопросы, которые не могут быть урегулированы правовым путем, будут урегулированы политико-правовым путем создания политическими решениями необходимого правового поля. Вопросы, которые не будут урегулированы политико-правовым путем, будут урегулированы политическим, в результате чего количество граждан Украины, которые полулегально находятся в Ростове-на-Дону, может существенно увеличиться. К сожалению, такой ход событий может стать последней главой в новейшей истории украинской государственности.
Итак, "народным избранникам", которые готовы на все возможное и невозможное ради сохранения депутатского мандата, не стоит забывать, что к трагическим событиям на Евромайдане привело, в частности, и нежелание Виктора Януковича объявлять внеочередные выборы Президента Украины.
Нравится это кому или нет, но досрочные парламентские выборы - неизбежный следующий шаг на пути выхода из жесточайшего политического кризиса, в котором оказалась Украина.