Сколько украинцев выехало в страны Европы с начала войны и вернется ли большинство из них домой – в материале РБК-Украина.
Из-за войны России против Украины из нашей страны по разным оценкам выехало до 6 миллионов граждан. Многие из них уже вернулись домой: на пропускных пунктах со странами Европы говорят, что в Украину ежедневно едет значительно больше, чем выезжает из нее. Однако каждый десятый уже намерен строить свою жизнь в другой стране.
Если активная фаза война затянется на год и дольше, из Украины уедут еще больше людей – по меньшей мере 5 миллионов беженцев не вернутся домой. Кроме того, украинцев принудительно вывозят в Россию: только по официальным данным с начала войны в РФ депортировали 1 миллион 200 тысяч наших граждан. Среди них – 240 тысяч детей.
РБК-Украина рассказывает, ждет ли Украину демографический кризис и что стоит сделать, чтобы украинцы возвращались домой.
В открытых данных можно найти цифры по количеству украинцев, уехавших за границу, часто они отличаются. Свои данные приводят Госпогранслужба и другие профильные ведомства. Неопределенной остается ситуация с украинцами, которых вывозят в Россию.
Однако не все, кто пересек границу, считаются беженцами. Надо считать, сколько украинцев осталось за границей во время войны, а не сколько уехало, говорит в комментарии РБК-Украина академик Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины. Ведь не все, кто уезжал и возвращался, были беглецами от войны – кто-то ездил по своим делам.
Фото: До войны около 3,5 миллионов украинцев работало за рубежом (unsplash.com)
"Начиная с 24 февраля из Украины выехали на 2,8 миллиона больше, чем заехали. Это данные наших пограничников – я доверяю преимущественно им. В первую неделю из 200 тысяч вернувшихся 80% были мужчины, которые въехали, чтобы защищать Украину", – отмечает она.
По данным, которые приводит Элла Либанова, примерно 3-3,5 миллионов наших граждан до начала войны работали за границей. Поэтому в целом в других странах сейчас находятся 5,5-6 миллионов украинцев.
"Если горячая фаза войны закончится довольно быстро – допустим, до конца лета, за границей останутся 500-600 тысяч из тех, кто уехал из-за войны. Если будет тянуться более года, боюсь, что из 2,8 миллионов цифра вырастет до 5 миллионов", – отмечает эксперт.
По ее мнению, люди будут продолжать уезжать из страны. А если горячая фаза продлится долго, то обратный поток полностью прекратится.
"В-третьих, есть вероятность того, что подавляющая часть женщин, которые там сейчас находятся, найдут себе работу, смогут снять приемлемое жилье, дети будут ходить в школу, детсад или университет. Если в Украине у них жилье не в том состоянии, в котором бы они хотели, потеряли работу – тогда не женщины вернутся. А мужчины поедут к ним, когда смогут выезжать", – предупреждает о новой волне миграции Элла Либанова.
Эксперты считают, что после войны и волны выездов беженцев в Украине могут остаться около 30 миллионов человек. Сейчас точные планы возвращения многим беженцам назвать трудно. Большинство говорят, что это зависит от оценки опасности. Особенно среди тех, у кого есть дети.
Фото: Возвращение беженцев напрямую зависит от того, как долго продлится война в Украине (Getty Images)
"По данным нашего исследования об эмиграционных планах в 2017 году, 7% были настроены поехать за границу и там остаться. И в 2018 году – то же самое, то есть это была стабильная цифра. Но они не имели возможности тогда уехать. А сейчас – идеальные условия для тех, кто уже давно хотел. Так что Украина потеряет от 7% и больше населения. Но если условия будут более-менее стабильные, люди будут возвращаться довольно интенсивно", – говорит РБК-Украина директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто.
Около 8-9% украинцев заявили, что они уже не вернутся в Украину. Такие данные получила социологическая группа "Рейтинг", опросив наших граждан в Польше в начале мая. Тогда среди многих царили "победные" настроения, было немало хороших новостей вроде подписания ленд-лиза для Украины от США. Сейчас все больше говорят, что война затянется, и по новым оценкам, в Украину не вернется 10% беженцев, говорит директор социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович.
Когда начались массовые выезды украинцев в Европу, западные СМИ часто писали, что поддержка европейцами наших беженцев оказалась беспрецедентной: люди охотно предлагали им свое жилье, а многие страны принимали людей фактически даже без загранпаспортов. Большинство стран ЕС готовы продлить срок пребывания украинцев, если война продлится дольше.
Наших граждан в Европе действительно воспринимают иначе, чем мигрантов из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Азии, считает заместитель главы Института социологии НАН Украины Евгений Головаха.
Европа столкнулась с трудностями, когда туда начали переезжать мигранты с разных континентов в 2015 году. В то время поток беженцев очень вырос: в Европе это явление называли крупнейшим миграционным кризисом со времен Второй мировой войны. Однако сейчас европейцы очень позитивно воспринимают украинцев, которые спасаются от войны, говорит ученый.
"Во-первых, это из-за культурной близости. Украинцы – это европейцы, хоть и восточные. По взглядам мы близки к жителям стран ЕС. Во-вторых, уровень образования у нас действительно высокий. Практически все украинцы имеют среднее образование, в отличие от мигрантов из Азии и Африки. Наша адаптивность выше, мы можем достойно конкурировать на рынке труда", – объясняет Евгений Головаха в разговоре с РБК-Украина.
Фото: В ЕС очень позитивно восприняли украинских беженцев из-за культурной близости, и потому что война продолжается в самой Европе, говорят эксперты (unsplash.com)
Львиная доля уехавших – женщины с маленькими детьми. Людей старше 60 лет – процентов 15%, уточняет Элла Либанова.
"Это женщины не просто из городов, но в подавляющей степени – киевлянки и харьковчанки. Немцы говорят, что у них среди украинских беглецов и беглянок от войны 70% имеют высшее образование. Поляки говорят, что у них более 60% прибывших – с высшим образованим. По польскому исследованию, среди беженцев много очень конкурентных, дефицитных на рынке труда кадров, которые пользуются спросом на рынке труда – медики, педагоги, сотрудники сферы обслуживания", – рассказывает она.
Кроме того, после 24 февраля европейцы поняли: агрессия России – это война уже непосредственно в Европе рядом с ними, отмечает Евгений Головаха. "Они прекрасно понимают, что Украина сейчас – на передовых рубежах борьбы за Европу", – говорит собеседник.
Головаха не считает, что европейцы рассматривают приезды украинцев как кризис или как какой-то негативный фактор. "Большинство с пониманием относятся к тому, что от войны спасаются женщины и дети. Все опросы жителей Евросоюза, которые я видел до этого момента, свидетельствуют именно о такой тенденции", – замечает социолог.
С поддержкой украинцев в Европе он также связывает недавний визит в Украину канцлера Германии Олафа Шольца: этого от политикума требует немецкое общество, и большинство граждан Германии выступают за усиление помощи Украине, объединяются в инициативные группы и собирают средства на помощь беженцам и военным.
"Если война затянется надолго, настроения в Европе могут измениться. Однако пока оснований для этого я не вижу", – говорит он.
Мигранты, проживавшие за границей до войны, присылали в Украину немало средств. По данным Национального банка, за прошедший 2021 год они перевели в страну рекордные 15 миллиардов долларов – больше всего за все время. За тот год переводы выросли на 25,4%. Сейчас переводов может стать меньше, потому что многие уехали в свои семьи, которые и так жили за границей.
Фото: Среди украинцских беженцев за рубежом – много ценных квалифицированных кадров (Getty Images)
"Мужчины, которые были на заработках, в первую очередь забрали в Европу жен. Когда снимут запрет на выезд мужчин за границу, часть из них поедет к уже обустроенным за границей женам и детям и с определенной вероятностью там останутся. У части женщин мужей не было. Некоторые не захотят воссоединиться, часть семей распадется. По нашим данным, 40% украинцев говорили, что их семьи находятся порознь", – говорит директор социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович.
Рабочей силы в Украине станет меньше, предполагает эксперт. Ведь кроме уехавших беженцев мы несем немало потерь на фронте.
"Но однозначно можно говорить, что при условии роста экономики рабочие места восстановятся. У нас будет расти запрос на рабочие руки, а их не будет хватать", – говорит собеседник.
По данным социологической группы "Рейтинг", около 40% опрошенных потеряли работу после начала войны – или из-за остановки предприятий, или из-за того, что стали внутренне перемещенными лицами.
"Сейчас экономика – в стагнации. Люди уедут за границу, если рабочие места не восстановятся. Но когда экономика будет расти, появится запрос на новые трудовые ресурсы. Их, возможно, даже придется привлекать за границей, и тогда нужна будет очень взвешенная миграционная политика в отношении трудовых мигрантов в Украине", – предполагает он.
Для того, чтобы украинцы возвращались, надо поддерживать обычные человеческие связи любым способом, считает Элла Либанова.
"Например, дети учатся в школе в Киеве. Надо с ними связываться, чтобы они со своими одноклассниками хотя бы пообщались, с учительницей. Чтобы они чувствовали, что они отсюда", – объясняет эксперт.
Второй шаг, по ее мнению – было бы полезно сделать для украинцев за рубежом онлайн-образование: не по всей программе, но по крайней мере чтобы были украинский язык и украинская история. Хотя бы один-два предмета.
"Очень полезно, если бы мы могли этих мамочек обучать онлайн или конкурентной профессии, или хотя бы историю рассказывать. Очень нужно, чтобы у них сохранялись социально-трудовые связи – если женщина была в отпуске по уходу за ребенком, не трудно позвонить или написать ей. Спросить, как ей живется, работает ли, соскучилась ли", – добавляет демограф.
Фото: Важный стимул для возвращения домой – поддержка связей с теми, кто остался в Украине (Getty Images)
Когда будут приниматься решения о возврате или невозврате, будут сказываться экономические факторы, но ведь не все измеряется "колбасой", считает она.
"Сомневаюсь в специальной финансовой поддержке тех, кто возвращается. Если мы предложим льготы или выплаты тем, кто сейчас находится за рубежом, то возникает вопрос: а тому, кто находится, скажем, в Черниговской области – не надо ничего платить?", – обращает внимание Элла Либанова.
В условиях войны у государства сейчас очень ограниченные ресурсы для того, чтобы оно могло что-то делать для возвращения беженцев, считает Владимир Паниотто.
"Неблагоприятный психологический климат – одна из причин, которая может мешать вернуться. Сейчас намечается негативное отношение к уехавшим. Пока мы видим это только в Facebook, но тенденция может стать опасной. Тех, кто остался, переживая определенные проблемы войны, раздражают проблемы украинцев за рубежом. Здесь они под бомбами, а там проблемы – неудобное жилье или не вовремя выплатили деньги", – считает он.
На возвращение беженцев могли бы сработать программы помощи от международных организаций, говорит эксперт. Чтобы вернуть людей, сейчас стоит говорить о хороших перспективах, планах восстановления страны, и что в Украину будет поступать много средств из-за границы. Должны быть программы для возвращения и адаптации людей.
"Сейчас все программы развития науки предназначены для тех, кто уехал. Я интересовался о поддержке коллег-ученых. Все программы не были ориентированы на возвращение. Но нам надо будет много людей для восстановления Украины. Почему мы должны терять население? И без того у нас будет много проблем: сколько уже погибли, сколько получат инвалидность", – добавляет собеседник.
Чем дольше будет война, тем больше людей за рубежом "зацепятся", найдут работу и жилье, подружатся с местными, прогнозирует Алексей Антипович. Сказывается и то, что украинцы за рубежом уже исчерпали "коридор" в 90 дней в ЕС. Им предоставляют разрешения на проживание. Появляются предпосылки, из-за которых доля беженцев может расти.
"Насколько эта цифра может вырасти от тех условных 10% – мы не знаем. Это будет зависеть от того, сколько и как будет продолжаться война: какие жертвы мы будем нести, какие будут ракетные обстрелы, насколько это опасно для гражданских", – предполагает эксперт.
Фото: Вернуться домой готовы большинство украинцев, уехавших за границу из-за войны, говорят социологи (Getty Images)
"По нашим опросам, 80-90% людей говорят, что вернутся домой. Но они сами пока не уверены. Поэтому этим оценкам пока не очень можно доверять. Но все же подавляющее большинство вернутся, если война не затянется на долго", – делится мыслями Владимир Паниотто.
Если война закончится в ближайшее время, то за границей останется немного украинцев: домой вернется подавляющее большинство, уверен Евгений Головаха.
"Чем дольше продлится война, тем быстрее украинцы будут учить новые языки, искать за рубежом работу, будут отдавать детей в местные школы. Если война затянется на годы, то не вернется до половины уехавших. Мы когда-то проводили исследование, которое выяснило: половина украинцев не представляют своей жизни вне Украины. Поэтому значительная часть точно вернется", – убежден собеседник.