Кабинет министров Украины в рамках своей налоговой реформы хочет, чтобы налог на недвижимость платили все - то есть, снять льготы на метры и обложить налогом коммерческие объекты. Если Верховная Рада поддержит инициативы правительства, то они лягут тяжелым грузом на плечи как бизнеса, так и рядовых граждан, а также сыграют некую роль в коррупционных сценариях.
Кабинет министров Украины в рамках своей налоговой реформы хочет, чтобы налог на недвижимость платили все - то есть, снять льготы на метры и обложить налогом коммерческие объекты. Если Верховная Рада поддержит инициативы правительства, то они лягут тяжелым грузом на плечи как бизнеса, так и рядовых граждан, а также сыграют некую роль в коррупционных сценариях.
Обложат всех
Правительство предлагает установить предельный размер ставки налога на недвижимость в размере не выше 2% от минимальной заработной платы за 1 кв. м. На сегодняшний день, «минималка» составляет 1218 грн. Исходя из этого, максимальная ставка налога в 2% будет составлять 24,36 грн/кв. м. Таким образом, за среднюю трехкомнатную квартиру площадью 70 кв. м рядовому украинцу придется заплатить 1,7 тысячи гривен налога в год, а за дом в 100 квадратов - 2,4 тыс. грн.
По данным Госстата, на начало 2014 года жилой фонд Украины составлял почти 1,1 млрд кв. м - это и есть потенциальная база налогообложения. Несложно подсчитать, сколько смогут собрать с такой площади жилья налога в случае установления местными властями максимально допустимого размера его ставки (именно местную власть Кабмин хочет наделить этим правом), пишет УНИАН.
Отмена законодательного регулирования «льготной» площади жилья вызывает массу вопросов у экспертов. С одной стороны, они признают - налог на недвижимость существует практически во всех европейских странах, а его размер зачастую значительно выше, чем предлагаемый украинским правительством. Причем данный налог - один из наиболее легко и прозрачно администрируемых: вся недвижимость, ее площадь и собственники содержаться в государственном реестре.
«К тому же данный налог отражает некую социальную справедливость. Если у человека много недвижимости, значит, у него больше денег, и он может больше заплатить в казну. Если мало - то и платить нужно меньше», - отмечает партнер юридической фирмы «КПД Консалтинг» Владислав Кисиль.
Но с другой стороны - в текущих условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на фоне роста инфляции и снижения уровня реальных доходов населения предполагаемые изменения могут стать неподъемным бременем для украинцев.
«К сожалению, наше правительство не совсем понимает, что не все проблемы решаются увеличением налогов, ему желательно вспомнить хотя бы кривую Лаффера. В сложной экономической ситуации, это станет дополнительным бременем для простых граждан и будет способствовать лишь развитию смекалки у соотечественников по уклонению от уплаты налогов», - считает генеральный директор управляющей компании «Екторнет менеджмент Украина» Марина Борута.
«По обилию непопулярных решений правительство «камикадзе» давно уже превзошло все другие правительства за всю историю независимости Украины. Как и относительно других инициатив нынешнего правительства, не факт, что это решение будет иметь тот прогнозируемый эффект и принесёт полезные плоды в виде дополнительных поступлений в казну государства», - подчеркнула эксперт.
*** Согласно нынешней редакции Налогового кодекса, объектом налогообложения недвижимого имущества являются квартиры и дома, площадь которых превышает 120 кв. м и 250 кв. м, соответственно. Квартиры и дома меньшей площади являются предметом налоговой льготы. Подлежит налогообложению суммарная площадь квартиры и дома свыше 370 кв. м. Ставка налога - 1% от минимальной зарплаты для общей площади недвижимости от 370 кв. м до 740 кв. м, 2,7% - более 740 кв. м. При этом налог начисляется на количество метров, превышающее «льготное», не облагаемое налогом значение. На объекты коммерческой недвижимости налог не распространяется.
Есть вопросы и относительно главной «тонкости» инициативы Кабмина - установления «льгот» по уплате налога на недвижимость, чем займутся местные власти. Эксперты подчеркивают, что законопроектом предусматривается именно возможность, а не обязательность установления льгот, то есть, они могут и не вводиться.
«Установление льгот, согласно проекту, отдано на откуп местных - городских, сельских, и поселковых - советов. Они смогут устанавливать дополнительные льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории. Но какие именно льготы могут устанавливаться, не указано», - рассказал Кисиль.
По словам юриста, льготы не могут устанавливаться для коммерческой недвижимости и даже для жилых объектов, которые находятся в собственности юрлиц.
И все-таки, послабление для ряда категорий граждан останутся. Как отмечает Кисиль, в правительственном варианте налоговой реформы исключается из режима налогообложения всего несколько категорий недвижимости. В частности, не будет облагаться налогом государственная и коммунальная недвижимость, общежития, а также объекты, расположенные в зонах отчуждения или отселения. Кроме того, в «неприкосновенности» останутся жилые здания, принадлежащие гражданам, которые относятся к уязвимым слоям населения (к примеру, многодетные и малообеспеченные семьи, семьи с детьми-инвалидами или одинокими матерями), здания детских домов семейного типа. Также не подлежат налогообложению гаражи площадью до 30 кв. м (при условии, что они не принадлежат юридическим лицам) и садовые или дачные дома.
«Вот весь окончательный перечень исключений. Все остальное, в том числе, коммерческие объекты, согласно законопроекту, будет подпадать под налог на недвижимость», - подчеркнул Кисиль.