Сфера слияний и поглощений британских банков должна лучше контролироваться, а главные исполнительные директора кредитных организаций - нести большую персональную ответственность за предпринятые в этой области действия. К такому выводу пришли эксперты Британской службы финансового надзора (FSA), обнародовавшей сегодня доклад о результатах расследования вынужденной национализации одного из крупнейших банков страны Royal Bank of Scotland (RBS) во время финансово-экономического кризиса в 2008 г.
Как отмечается в докладе FSA объемом 452 страницы, топ-менеджеры RBS (в частности бывший исполнительный директор Фред Гудвин) несут наибольшую ответственность за случившееся с банком, который удалось спасти в 2008 г. только при помощи выделенной правительством поддержки в 45 млрд фунтов стерлингов (70 млрд долл.). Одновременно британский регулятор признал, что также несет часть вины за вынужденную национализацию RBS. Так, FSA сообщила, что ее собственные действия во времена кризиса были "неадекватными и неэффективными". В докладе также содержится критика позиции бывшего премьер-министра страны Гордона Брауна, поощрявшего режим "легкой руки" регулятора.
Доклад подтвердил появившиеся ранее предположения о том, что бывшее руководство RBS не может быть призвано к ответственности, несмотря на ряд серьезных проступков и "плохих" решений, в связи с отсутствием фактического свидетельства криминального деяния. Однако бывшие топ-менеджеры кредитной организации все же могут быть наказаны, например через запрет на занимание должности исполнительного директора в будущем, отмечает FSA. Для этого требуется внести поправки в законодательство.
По словам председателя управления по финансовым услугам Адэра Тернера, инициатива FSA предусматривает, что руководство банка должно нести личную финансовую ответственность в случае банкротства кредитной организации. "Когда дела в банке идут плохо, то руководство системообразующей кредитной организации готово скорее разрушить всю экономику страны, чем поставить под удар интересы акционеров. В прошлом мы не в полной мере осознавали это", - сказал Тернер.
По мнению FSA, покупка RBS активов нидерландского ABN AMRO в 2007г. за 16 млрд евро являлась одной из самых больших ошибок руководства банка. "Решение о покупке актива такой стоимости при минимальной процедуре due diligence предполагало столь высокую степень риска, что оно заслуживает критики как большая авантюра", - полагает Тернер. В будущем для того, чтобы проворачивать такие сделки банки должны будут получить не только одобрение регулятора, но и совет независимого консультанта, чья зарплата не зависит от успешности транзакции, добавил он.
Напомним, 9 октября 2007 г. консорциум трех банков во главе с RBS (в него входили также Fortis и Santander) одержал победу в борьбе с британским Barclays за нидерландский банк ABN Amro. Кредитная организация была куплена за 49 млрд фунтов стерлингов, при этом большая часть этой суммы (93%) выплачивалась денежным средствами. В разгар кризиса в октябре 2008 г. банк остался без денег, и правительство Великобритании вынуждено было национализировать банк, который теперь на 83% принадлежит государству.