Бизнес в поисках защиты: когда в Украине появится бизнес-омбудсмен и кто займет эту должность
Юрий Панченко, экономический обозреватель, специально для РБК-Украина
Правительство определилось с органом, которому будет поручена задача защищать украинский бизнес. На этой неделе Кабмин и Европейский банк реконструкции и развития подписали меморандум о взаимопонимании для украинской антикоррупционной инициативы, предусматривающей создание института бизнес-омбудсмена. "Для бизнеса это означает, что у них есть независимый человек, который имеет право публично обратиться к правительству в том случае, если будут установлены факты коррупции на таможне, в налоговой, в органах государственной власти, госрегуляторах, там, где будут притесняться права предпринимателей", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Идея создания института бизнес-омбудсмена лоббировалась ЕБРР уже больше года. Впервые об этой инициативе заговорили в феврале 2013 года. Тогда создание этого института называлось ключевым условием поддержки украинским правительством бизнеса. В свою очередь отсутствие такого взаимодействия, уверяли тогда в ЕБРР, приводит к резкому падению самочувствия бизнеса и, как результат, ставило под угрозу реализацию проектов ЕБРР. Реализация этой инициативы при предыдущем правительстве шла очень медленно. Окончательное решение о необходимости введения омбудсмена и соответствующее поручение правительству было подписано экс-президентом Виктором Януковичем за день до его бегства из страны.
Смена власти в Украине не изменили планы ЕБРР. Представители банка неоднократно заявляли, что в новых условиях необходимость создания поста бизнес-омбудсмена нисколько не теряет своей актуальности. По словам президента ЕБРР Сумы Чакрабарти, теперь "представители бизнеса теперь получат большую уверенность в вопросах защиты своих активов".
В правительстве также оптимистично оценивают нововведение. По словам премьер-министра, создание института бизнес-омбудсмена придаст ЕБРР и другим иностранным инвесторам уверенность в том, что вложенные ими в экономику Украины средства будут использованы прозрачно. "У правительства появится публичный критик, который будет отслеживать факты коррупции и четко говорить, как ее преодолеть, какие законодательные акты и другие нормативно-правовые документы необходимо принять для развития бизнеса", - пояснил Яценюк. По его словам, бизнес-омбудсменом должен быть человек с серьезным опытом работы в деловой сфере. Он будет избираться путем консенсуса между профильными бизнес-ассоциациями, работающими в Украине, и правительством страны.
"Мы с самого начала поддерживали эту инициативу ЕБРР, поскольку создается дополнительный защитный механизм для бизнеса", - заявляет исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. Впрочем, по ее словам, говорить о скорой реализации соглашения Кабмина и ЕБРР еще не стоит - новый госинститут требует прописывания своих полномочий как в подзаконных актах, так и, вполне возможно, - принятия профильного закона. "Процедура подготовки займет не менее месяца. Кроме того, эффективность работы будущего бизнес-омбудсмена во многом будет зависеть от того, какими полномочиями он будет обладать", - уточняет Деревянко.
С такой оценкой соглашается и первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров. "Институт бизнес-омбудсмена должен стать новой площадкой взаимодействия бизнеса и власти. Это важно в разрезе становления гражданского общества, ведь в защите в первую очередь нуждаются представители малого и среднего бизнеса - крупный капитал всегда найдет возможность для выхода на правительство", - пояснил он. По словам Прохорова, для реализации таких планов бизнес-омбудсмен должен иметь весьма значительные полномочия. "Он должен иметь полномочия приостанавливать проверки бизнеса различными контролирующими органами, останавливать действие наложенных санкций, возможно, даже проводить собственные расследования", - пояснил представитель УСПП.
Отсутствие четкой концепции работы бизнес-омбудсмена не позволяет пока предположить, кто может занять его место. "Изначально на этот пост претендовала Федерация работодателей, предлагая на эту должность замглавы федерации Алексея Мирошниченко. Также вполне возможна кандидатура нынешнего главы Совета предпринимателей при Кабмине Леонида Козаченко", - отмечает один из собеседников РБК-Украина, знакомый с ходом переговоров с ЕБРР. Однако, по его словам, в ходе подписания меморандума с ЕБРР Арсений Яценюк озвучил четкие требования к претенденту на эту должность: западное образование и опыт работы в крупнейших западных компаниях. "Это несколько неожиданно, поскольку теперь совершенно непонятно, кто станет бизнес-омбудсменом. Возможно, своя кандидатура уже есть у ЕБРР, однако в банке пока ее не озвучивают", - уточняет еще один предприниматель.
Стоит отметить, что институт бизнес-омбудсмена не является европейской практикой - в странах ЕС такого защитника бизнеса нет. В ЕБРР взяли за основу опыт России, где бизнес-омбудсмен действует с 2012 года. В ЕБРР ранее поясняли свою инициативу успешностью реализации этого проекта в России - в стране с жесткой авторитарной властью.
Именно поэтому ряд предпринимателей неофициально скептически оценивает копирование российского опыта. "Бизнес-омбудсмен не сможет заниматься проблемами всех предпринимателей, а решать лишь наиболее резонансными проблемами. Гораздо эффективнее заняться реформой судебной системы, что приведет к куда большему улучшению бизнес-среду в Украине", - отмечает собеседник РБК-Украина. С такой оценкой частично соглашается и первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Ксения Ляпина. "Можно понять правительство, которое ищет пути поддержки бизнеса, но этот путь не выглядит правильным. Если омбудсмен будет заниматься решением индивидуальных проблем отдельных предпринимателей, то здесь очень высоки коррупционные риски. Если же он будет решать концептуальные задачи, то это не только потребует для него большой штат, который, фактически, будет дублировать работу Госпредпринимательства", - поясняет депутат. По словам Ляпиной, реальная защита бизнеса возможна, если полномочия органа по его защите будут подобны полномочиям Антимонопольного комитета, чей глава назначается Верховной Радой и поэтому независим от правительства. "К слову, и классический омбудсмен, занимающийся защитой прав человека, также назначается парламентом. Это дает ему возможность на практике оппонировать правительству, чего лишено и Госпредпринимательства, и создаваемый бизнес-омбудсмен", - пояснила она.