Антитеррористическая операция (АТО) на востоке Украины совершенно прогнозируемо оказалась неподъемной для государственного бюджета. Затраты на нее уже превышают 1,5 млрд грн в месяц, а до конца года, по данным Министерства финансов, придется потратить еще 9,1 млрд грн.
Павел Костицин
Антитеррористическая операция (АТО) на востоке Украины совершенно прогнозируемо оказалась неподъемной для государственного бюджета. Затраты на нее уже превышают 1,5 млрд грн в месяц, а до конца года, по данным Министерства финансов, придется потратить еще 9,1 млрд грн. Это непозволительная роскошь, когда ВВП страны за ІІ квартал упал на 4,7%, а девальвация с начала года достигла 40%.
Трудности с финансированием АТО признал даже Президент Петр Порошенко, который заявил, что для того, чтобы поддерживать ежедневные траты на военные действия в размере 70 млн грн, необходимо вносить изменения в бюджет, а также Налоговый кодекс. Что, собственно, парламентарии и сделали 31 июля на закрытом заседании.
Во-первых, депутаты почти единогласно приняли решение секвестировать бюджет (увеличили поступления за счет налоговых поступлений и урезали издержки на социальные программы). Во-вторых, ввели новый, так называемый "военный налог". О планах по внедрению такого сбора правительство сообщило буквально несколько дней назад. А уже 31 июля парламентарии спешно проголосовали за новый механизм по наполнению прохудившегося бюджета - путем введения 1,5% целевого (военного) налога на доходы физлиц.
1,5% под Яценюка
Суть "военного" сбора достаточно проста: временно, до 1 января 2015 г., со всех трудоустроенных лиц будут взиматься дополнительные 1,5%. Если верить данным Государственной службы статистики, к началу июля в Украине было около 9,4 млн наемных работников. Фактически, это и есть целевая группа для нового налога.
"Сбор коснется всех граждан, которые получают доходы в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат; вознаграждений, которые начисляются и выплачиваются в рамках трудовых взаимоотношений с работодателем", - пояснил юрист юридической фирмы FELIX Инна Плескач.
Также в базу начисления налога попадают выигрыши по любым лотереям, а также от азартных игр.
Что немаловажно - налоговым агентом будет выступать работодатель (то есть, не платить не выйдет), а сам налог войдет в состав налога на доходы физлиц, благодаря чему возрастет общая нагрузка на фонд зарплаты работающего бизнеса.
Безусловно, цель, с одной стороны, благая: критическое недофинансирование украинской армии не позволяет быстро и эффективно завершить боевую операцию в восточном регионе. А перераспределение денег через бюджет видится более эффективным и надежным инструментом, чем разнообразные и достаточно разрозненные акции под лозунгом "Поддержи армию! Переведи деньги на чью-то карту какого-то банка".
В то же время, новый сбор уже подвергся достаточно жесткой критике. Например, по словам бывшего члена бюджетного комитета Оксаны Калетник, дело не в размере сбора (15 грн с 1 тыс. грн - несущественная сумма), а в его расходовании, и целевом распределении.
Согласен с ней и депутат от партии "Удар" Павел Розенко, который выступал за ведение дифференцированной шкалы сбора: от 1% для менее обеспеченных слоев населения и до 4-5% для зажиточных украинцев. Кроме того, "Удар" предлагала ввести сбор в размере 0,25% от оборота крупных предприятий. Однако, как отметил сам Розенко вчера в перерывах между заседаниями Рады, Минфин зарубил его инициативу, пояснив, что для ее внедрения необходимо разрабатывать новое программное обеспечение, а на это, дескать, нет ни времени, ни средств.
Согласно закону, поступления от "военного налога" будут аккумулироваться в Резервном фонде бюджета, расходы из которого, по сути, никем не контролируются. "Одному премьер-министру (Арсению Яценюку) известно, как будут тратиться эти деньги. Причем, он самостоятельно может ими распоряжаться, без тендеров, без какого-либо механизма закупок - одним росчерком пера", - объяснила директор департамента налогового планирования юридической фирмы ICF Наталья Ульянова.
Хотя для контроля распределения полученных в результате военного сбора средств многого не нужно. Достаточно создать спецфонд и назначить его ревизоров - министерства, ведомства и общественные организации. "И при этом обязать публично отчитываться, куда и на что были потрачены деньги. Только так можно добиться прозрачности", - подчеркнула Наталья Ульянова.
"Одному премьер-министру (Арсению Яценюку) известно, как будут тратиться эти деньги. Причем, он самостоятельно может ими распоряжаться, без тендеров, без какого-либо механизма закупок - одним росчерком пера"
Опасная уравниловка
Вторая проблема в том, что пусть и номинальное, но увеличение налоговой нагрузки с большой вероятностью приведет к негативной реакции общества и предпринимателей. И, следовательно, к попыткам уклонения от уплаты этого налога.
Самый популярный способ известен всем - минимизация базы налогообложения. Регулярно и далеко не первый год чиновники разного ранга, и в том числе, представители налоговых структур заявляют о том, что до 40-50% зарплат находится в тени. Очередные поборы явно приведут к росту этого соотношения. И явно не в не пользу "белых" зарплат.
"Кроме того, на сегодняшний день зарплаты на всех предприятиях урезаются, сотрудники лишаются премий и дополнительных выплат. Государственные компании, организации отменяют надбавки. Работодатели декларируют только минимальную зарплату, с которой военного сбора приходится 9 грн (при применении налоговой льготы) или 15,4 грн. (если льгота не применяется)", - привела пример Инна Плескач.
Причем, как считают эксперты, сама по себе неуплата военного сбора - слишком очевидное нарушение, которое грозит немалыми санкциями (до 17-425 тыс. грн). Поэтому занижение сумм, скорее всего, будет проходить в связке с уклонением от уплаты налога на доходы физлиц. Схем для этого предостаточно.
Так что сумма в размере 2,9 млрд грн, которую планируется получить до конца года в бюджет благодаря "военному налогу", практически недостижима. К тому же, злые языки уже заговорили о том, что введение сбора косвенно будет подогревать военные действия и без того ухудшит незавидное положение Украины.