Правительство Швейцарии приняло закон, который уменьшит экономические риски в случае коллапса двух системообразующих институтов - UBS и Сredit Suisse. Теперь этим банкам придется довести уровень резервирования собственного капитала до 19%, передает РБК daily.
Нормы обязательного резервирования для швейцарских банков теперь вдвое больше, чем требования новых международных финансовых правил "Базель III", и почти сравнялись с китайскими (20,5%). Впрочем, вступление нового закона в силу намечается в Швейцарии к 2018 г.
Власти Швейцарии сделали серьезные выводы из уроков недавнего финансового кризиса, ведь осенью 2008 г. им пришлось спасать от полного краха банк UBS, который на рискованных сделках с ипотекой потерял более 50 млрд долл. Именно тогда правительство в полной мере осознало, насколько экономика Швейцарии зависит от самочувствия лидеров национального финансового сектора. Достаточно сказать, что суммарно балансы UBS и Credit Suisse превосходят размер ВВП Швейцарии более чем в четыре раза. Таким образом, банки не просто "слишком большие, чтобы рухнуть", - они слишком велики, чтобы государство могло бы при необходимости их спасать.
Нынешняя реформа базируется на предложениях работавшей в 2010 г. экспертной комиссии, которая посчитала, что UBS и Credit Suisse должны иметь кроме доли собственного капитала в размере 10%, как того требует "Базель III", еще дополнительно 9% взвешенных по рискам собственных активов в форме облигаций принудительного конверсионного займа. В случае необходимости эти бумаги автоматически получают статус собственного капитала.
Кроме того, ведущим банкам Швейцарии предписывается пополнить свои запасы ликвидности и улучшить работу по управлению рисками. Здесь речь идет об организационных мероприятиях, которые должны гарантировать, что в случае угрозы банкротства банка государство сможет продолжить управление его важнейшими подразделениями, например традиционным банкингом. Впрочем, в этой части финансовая реформа не такая жесткая, как во многих других странах. Так, власти Великобритании потребовали от банков четкого разделения между подразделениями, занимающимися бизнесом с частными клиентами и инвестиционным банкингом. Так далеко швейцарцы заходить не осмелились, полагая, что это нарушило бы универсальную банковскую модель UBS и Credit Suisse.