Один из крупнейших мировых ритейлеров - французская группа Auchan - перешел в активную фазу работы над запуском собственного банка в России. Об этом со ссылкой на несколько источников, близких к компании, сообщает издание "Коммерсант".
"Группа Auchan сейчас активно работает над получением банковской лицензии в России, документы в ЦБ могут быть поданы в июне, сам проект планируется запустить со следующего года",- рассказал источник, знакомый с планами компании. Об активной подготовке к запуску банковского проекта рассказали еще три источника на банковском рынке. Однако в пресс-службе компании "Ашан" подтвердили только потенциальный интерес к получению банковской лицензии, указывая, что этот вопрос "детально изучается в течение нескольких лет", однако "еще не определены этапы развития и не начата работа с ЦБ". "Осторожность группы Auchan в высказываниях понятна: крупные международные компании, не являющиеся публичными, предпочитают не комментировать проекты на этапе разработки",- говорит один из источников, близкий к группе Auchan.
В структуре группы Auchan работает банк Accord, однако в России лицензии он не имеет и с 2005 г. существует в форме представительства "БА Финанс". Бизнес Auchan в России представлен гипермаркетами "Ашан", "Ашан-Сити", супермаркетами "Атак", дискаунтерами "Радуга", магазинами спорттоваров "Декатлон" и гипермаркетами товаров для дома и строительства "Леруа Мерлен". Auchan не раскрывает выручку в России, по оценкам InfoLine, в 2010 г. она была на уровне 5,87 млрд евро, то есть составляла около 13,8% от общих продаж Auchan.
Тот факт, что группа Auchan только сейчас приступила к активной работе над созданием банка, эксперты объясняют затратностью проекта, который экономически целесообразен только при значительных масштабах бизнеса. "Auchan в России достиг серьезного уровня развития, и через эту сеть проходят значительные обороты как наличных денег, так и безналичных расчетов с поставщиками,- говорит директор департамента банковского консультирования консалтинговой группы "НЭО Центр" Евгений Трусов.- Замкнуть все эти обороты в собственном банке было бы разумным решением". Локальные банковские структуры позволяют крупным международным торговым группам сэкономить на услугах банков-посредников, указывает глава консультационной группы по финансовым рынкам Ernst & Young Олег Данилин, однако пока в России такая модель реализована в основном автоконцернами, а не крупными ритейлерами. У шведской IKEA, в рамках группы которой существует финансовая структура Ikano Finance, есть планы запуска банковского проекта в России. По сведениям издания, у Metro Group таких планов в России нет, поскольку внутри группы нет банковской структуры.
Банковский проект "Ашана" будет ориентирован на клиентов-физлиц, полагают эксперты. "В отличие от международных автоконцернов, развивающих как корпоративное, так и розничное кредитование, ритейлеры нацеливают банковские проекты на кредитование физических лиц в магазинах сети,- указывает старший вице-президент "Альфа-банка" Андрей Сокольский.- Благодаря высокому трафику розничные сети имеют доступ к широкой клиентской аудитории, что позволяет им быстро наращивать кредитный портфель и зарабатывать на процентном доходе, а также наращивать обороты, в том числе за счет реализации различных программ лояльности". Сейчас кредитование физлиц в магазинах Auchan осуществляет в партнерстве с "Кредит Европа Банком", долю продаж товаров в кредит участники рынка оценивают примерно в 5% от оборота. Какое-то время после получения лицензии для банковской "дочки" Auchan, вероятно, продолжит сотрудничество с "Кредит Европа Банком", поскольку получить разрешение на работу с физлицами банк сможет только через два года после получения лицензии. В "Кредит Европа Банке" отказались от комментариев.
Auchan Group создана в 1961 году во Франции. Объединяет 515 гипермаркетов, из которых 8 - в Украине. В марте 2007 г. Французская Auchan заявила о приобретении 20% акций сети "Фуршет".
Напомним, в начале года сообщалось, что Auchan решил вывести в Украину еще одну свою сеть. Со ссылкой на источник сообщалось, что компания ищет земельные участки для размещения так называемых городских гипермаркетов - их площадь в три раза меньше магазинов, работающих сейчас в Украине.