В Администрации Президента (АП) решили отложить создание независимого органа по вопросам антикоррупционной политики (ОАП). Об этом сообщает издание "Коммерсант-Украина".
1 декабря истек срок, отведенный Минюсту Президентом Виктором Януковичем на подготовку проекта закона о создании специального уполномоченного органа по вопросам антикоррупционной политики. Как стало известно изданию, это требование главы государства не будет выполнено. В распоряжении издания оказалось письмо, направленное в АП министром юстиции Александром Лавриновичем. В этом документе чиновник на трех страницах изложил причины, по которым подготовка данного закона на данный момент является нецелесообразной.
"В Украине сегодня фактически началась реформа системы правоохранительных органов. По ее итогам будет определено, какой правоохранительный орган отвечает за борьбу с коррупцией в стране... К противодействию коррупционным проявлениям необходимо подходить системно и только после завершения упомянутых реформ. Поэтому законодательное урегулирование вопроса о статусе ОАП и его функциях является преждевременным",- говорится в документе. Источник издания в АП отметил, что решение Минюста отложить создание ОАП согласовано с главой государства.
В Министерстве юстиции подтвердили приостановку создания структуры по борьбе с коррупцией, но заверили, что эта пауза не будет продолжительной. "Процесс не затянется. Уже создана рабочая группа, которая будет готовить проект закона о прокуратуре. В начале следующего года будет запущена работа по комплексному реформированию системы правоохранительных органов. Это, а также принятие Уголовно-процессуального кодекса необходимо для создания эффективного ОАП",- заявила директор департамента антикоррупционного законодательства и законодательства о правосудии Минюста Инна Фесенко. По ее прогнозам, закон об ОАП может быть готов уже в следующем году. Между тем, информированный источник издания в АП заверяет, что в заявленные сроки завершить реформу не удастся: "Если быть реалистом, то этого закона не будет еще как минимум два года".
Создание ОАП является одним из требований плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) с Евросоюзом. Ранее в ЕС отмечали, что не могут перейти ко второму этапу выполнения ПДВЛ до решения вопроса относительно антикоррупционного органа.
До вступления в силу закона об ОАП некоторые функции этого органа Виктор Янукович возложил на Минюст. "Существует также Национальный антикоррупционный комитет (НАК) при Президенте, который можно считать тем независимым органом, создания которого требует ЕС",- отмечает Инна Фесенко. Эксперты считают эти доводы несостоятельными. "Государственный орган должен иметь печать и бюджет, иначе он ничего не сможет делать. У нашего комитета этого нет",- рассказал изданию член НАК, президент объединения ТОРО (контактная группа Transparency International в Украине) Алексей Хмара.
Впрочем, в правительстве не исключают, что Брюссель смягчит свою позицию по итогам нового мониторинга выполнения ПДВЛ. "Мы ждем выводов ЕС по итогам работы миссии, посетившей Украину в октябре. Этот отчет будет готов до конца года. До этого делать какие-либо выводы преждевременно",- сказал глава департамента Евросоюза Министерства иностранных дел Всеволод Ченцов. В Минюсте уточнили, что они попытались убедить ЕС в эффективности ныне действующей в Украине схемы, согласно которой часть функций ОАП временно возложена на Минюст.
"У нас было много дискуссий с экспертами ЕС, и мне кажется, что в итоге они прислушались к нашим доводам. К тому же мы не единственное государство в Европе, у которого эти функции выполняет Министерство юстиции",- рассказала Инна Фесенко.
Между тем, в Минюсте не исключают, что по завершении переходного периода полномочия ОАП останутся за Минюстом либо подчиненным ему органом. "Исходя из существующей сегодня системы власти, Министерство юстиции является единственным органом, способным обеспечивать проведение антикоррупционной политики",- уверена Фесенко. По словам Алексея Хмары, в АП также склоняются к отказу от создания отдельного органа. "Осенью 2010 года Виктор Янукович бескомпромиссно заявлял, что нам нужен новый орган. Потом, когда генпрокурором стал Виктор Пшонка, позиция изменилась - Президент начал говорить, что во всех странах разная практика. А летом, на последнем заседании комитета, он признал, что у нас проблемы с финансированием, которые препятствуют созданию этого органа. Помню, Анатолий Могилев, возглавлявший тогда МВД, добавил: мол, вы милицию на 40% недофинансируете, так что лучше дайте нам больше денег, и мы сами поборем коррупцию",- рассказал Хмара.
Альтернативой концентрации этих функций в Минюсте может стать создание ОАП на основе одной из силовых структур или ее подразделения - в мировой практике распространен и такой вариант. К тому же данный вариант предусмотрен Стамбульским планом действий по борьбе с коррупцией - разработанным ООН международным документом, участником которого является Украина.
С тем, какому органу в будущем будут предоставлены функции оперативной антикоррупционной деятельности, пока также нет ясности. "Мы анализировали и пришли к выходу, что это может быть Генпрокуратура. И в некоторых европейских странах выбран именно такой вариант,- поделилась с изданием Инна Фесенко.- Хотя я напомню, что были и другие идеи, например, создание Национального бюро расследований. Окончательно этот вопрос не прояснится до тех пор, пока не завершится реформа системы правоохранительных органов".