Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) примет решение относительно сговора торговых сетей по повышению цен на социально важные продукты осенью. Об этом сообщил первый заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин, передает корреспондентРБК-Украина.
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) примет решение относительно сговора торговых сетей по повышению цен на социально важные продукты осенью. Об этом сообщил первый заместитель председателя АМКУ Рафаэль Кузьмин (на фото), передает корреспондент РБК-Украина.
"С целью предварительной конфиденциальности я не могу сказать всех деталей. Могу лишь сказать, что буквально осенью уже, очевидно, будет принято решение по отношению к такому картелю. В этом картеле участвуют практически все крупные торговые сети. Они про наше расследование знают, готовятся, будут предоставлять какие-то контраргументы, но, тем не менее, мы закончим это расследование, и тогда уже будем их приучать к соблюдению конкурентного законодательства", - отметил Кузьмин.
Он добавил, что по мнению АМКУ торговые сети, будучи в сговоре, поднимали цены на социально-значимые продукты: хлеб, яйца, молоко, примерно на 20-30%.
"Сговор - это повышение на 20-30% цены на социально-значимые продукты, хотя они сейчас готовят такие контраргументы, что якобы цена зависит от поставщика и производителя, и они не имеют никакого отношения к формированию для конечного потребителя", - сказал Кузьмин.
Он добавил, что штраф за такой сговор может составить 10% от годового оборота.
Читайте также: АМКУ выдвинул обвинения крупнейшим продуктовым ритейлерам в сговоре, через которую выросли цены на продукты
Напомним, что в конце июля сообщалось о том, что Антимонопольный комитет подозревает 18 крупных продуктовых ритейлеров в сговоре, который привел к повышению цен на продукты питания в 2010-2011 годах в Киеве. Дело рассматривалось комитетом с мая 2012 г.
Среди крупных сетей указаны "Сильпо" и "Фора" (обе входят в Fozzy Group), "АТБ-маркет", Auchan, "Фуршет" и Metro C&C. Всего на долю 18 компаний приходится 80% розничного рынка Киева (данные на сентябрь 2011 года).
Комитет обвиняет ритейлеров в том, что правила, установленные ими для работы с поставщиками, привели к росту цен на продукты. В сообщении говорится, что, согласно данным Госстата, на протяжении 2010-2011 гг. индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. Тогда как в розничных сетях Киева рост цен на основные продукты питания составлял 22-38%, а на некоторые продукты на 50-70%.
В ведомстве уверены, что подорожание было спровоцировано тем, что ритейлеры требовали от поставщиков оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые составляют 5-10% от стоимости поставленного товара. Кроме того, компании требовали от поставщиков оплаты товара с отсрочкой, которая могла достигать до 120 дней. "Это фактически является беспроцентным кредитованием сетей за счет поставщиков",- отмечается в документе.
Ритейлеры опровергают обвинения в свой адрес. "Наша торговая сеть, как, думаю, и многие другие торговые сети, не повышала торговые наценки. Все изменения цен, которые происходили, были вызваны изменениями закупочных цен у поставщиков",- утверждает начальник отдела по связям с общественностью корпорации АТБ (сеть "АТБ-маркет") Анна Личман. Партнер юридической фирмы Integrites Александр Алексеенко, знакомый с позицией одного из ритейлеров, указанных в документах АМКУ, говорит, что претензии комитета весьма спорные. "В согласованности действий можно подозревать компании из практически любой отрасли. Многие услуги у разных компаний стоят примерно одинаково, а значит их потенциально можно обвинять в сговоре",- отмечает он.
Официально поставщики опровергают существование подобных требований от сетей. Но менеджер одного из производителей продуктов питания на правах анонимности подтвердил, что подобные требования действительно существуют на рынке.
Доказать согласованность действий АМКУ будет сложно, отмечают юристы. "Сложность квалификации заключается в необходимости доказать согласованный характер таких действий. К тому же ведомству необходимо будет опровергнуть доводы компаний о наличии объективных экономических причин для поднятия цен",- отмечает партнер юридической компании Arzinger Лана Синичкина. По ее словам, скорей всего АМКУ ограничится рекомендациями и обязательствами со стороны компаний по осуществлению определенных действий для устранения (недопущения в будущем) нарушений.
С учетом того, что штрафы, по словам Кузьмина могут составлять около 10% от оборота, стоит отметить, что в 2012 году оборот торговых сетей группы компаний Fozzy Group составил более 26,3 млрд. грн. На конец 2011 г. оборот Auchan в Украине достиг 5 млрд грн.