Стимулировать привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры Украины может помочь государственно-частное партнерство. В частности это может быть механизм концессии, при котором государство, владея теми или иными активами, отдает их частным компаниям во временное использование. Такое мнение в интервью "Зеркалу недели. Украина" высказал председатель правления государственного "Укрэксимбанка" Николай Удовиченко.
"Основной движущей силой роста экономики в 2010 году был „государственный заказ", особенно в сфере развития инфраструктуры. Несомненно, 2011 год открывает новые перспективы для финансирования экономики страны, и этот процесс надо поддерживать и стимулировать", - отмечает банкир.
По его словам, путей "на самом деле существует много", и одно из потенциально интересных направлений - это государственно-частное партнерство.
"Руководство страны совершенно правильно акцентирует свое внимание на необходимости активизации этого механизма. Ведь для обеспечения устойчивого роста одного государственного заказа мало, необходима мобилизация частного коммерческого капитала и финансовых ресурсов коммерческого рынка", - говорит глава правления банка.
Более простыми словами - государство дает первый импульс, а далее частный капитал, включаясь в программу, создает эффект синергии.
"Он может быть выражен в форме инициализации государством той или иной программы, а также предоставления первоначальных ресурсов для ее реализации. Естественно, за частным капиталом должно оставаться право выбора - участвовать или нет в этих программах. Тестирование со стороны рынка на предмет привлекательности проекта однозначно покажет состоятельность любого начинания. Если у рынка есть интерес и аппетит, значит, эту программу стоит реализовывать", - считает Удовиченко.
Развитие инфраструктуры стоит в первых строках повестки дня любого государства; в Украине же до сих пор инфраструктурные нужды финансировались в основном за счет государства, а соответственно, за счет налогоплательщиков.
"Ответ на вопрос, может ли сюда прийти частный капитал, очевиден. Может, но за счет чего? Хороший вариант, который во всем мире широко распространен и развит, - механизм концессии, при котором государство, владея теми или иными активами (недрами, дорогами, мостами, коммунальными сетями и т.п.), отдает их частным компаниям во временное использование", - говорит глава госбанка.
По словам Удовиченко, механизм концессии надо развивать, и сейчас самое подходящее время для этого. "Наш государственный бюджет серьезно ограничен в ресурсах развития, а выпуск долговых обязательств под эти нужды не может быть безграничным... Но развитие инфраструктуры является одной из первоочередных задач, а потребности в финансировании - гигантские. Для такой уникальной по географическому расположению страны, как наша, концессия - это серьезная платформа для устойчивого экономического роста", - уверен предправления "Укрэксимбанка".
"Лишь ...стимулирование правильных экономических процессов, включая инфраструктурное развитие, укрепляет национальную валюту и снижает инфляцию", - добавляет банкир.
Вместе с тем, отмечает он, принцип концессии может быть применен и в других отраслях - в Украине много недоиспользованных природных ресурсов, включая землю, но это "тема отдельного разговора".
Напомним, согласно данным НБУ, объем кредитов в экономику Украины прирастает менее чем на один процент в месяц (3,9% за январь-апрель 2011). Причем основными генераторами этого роста являются государственные банки - "Укрэксимбанк" и "Ощадбанк", активно задействованные в финансировании нужд госкомпаний и так называемых инфраструктурных проектов. Одно из главных направлений вложений - объекты Евро-2012.
"Ни один инвестор не будет вкладывать деньги, если он не будет абсолютно четко представлять себе алгоритм их возврата, а также получения прибыли. Вот здесь и нужен стимул со стороны государства: в форме создания правильного механизма, обеспечивающего инвестору подобный комфорт. В противном случае частный сектор будет давать деньги только государству или под гарантии государства", - отмечает банкир.