ua en ru

"Газпром" делает ставку на транспортировку.

В условиях падения спроса на газ "Газпром" решил в этом году существенно сократить вложения в добычу газа и увеличить — в строительство газопроводов. Как стало известно ежедневной деловой газете РБК daily, в соответствии с проектом его инвестпрограммы капвложения на стимулирование добычи на существующих месторождениях сокращены в 2,5 раза - до 9,5 млрд руб. Также существенно упал объем вложений в строительство и расширение подземных газовых хранилищ (ПХГ) с предусмотренных в декабре 13,4 млрд до 5,1 млрд руб. А вот инвестиции в основные транспортные проекты, напротив, существенно увеличены. Затраты на трубу до Сочи увеличились в шесть раз - до 19 млрд руб. В середине июля "Газпром" выносил на одобрение правительства примерно ту же сумму капвложений (474,3 млрд руб.), в итоге была одобрена сумма 488,3 млрд руб. В соответствии с июльским проектом инвестпрограммы монополии, в этом году компания существенно сократит вложения в добычу газа и увеличит — в транспортировку. В частности, холдинг намерен потратить на стройки, компенсирующие снижение добычи газа и обеспечивающие прирост его добычи на действующих месторождениях, и добычу нефти 9,5 млрд вместо 24,4 млрд руб. в предыдущей редакции программы. На освоение Штокмана пойдет всего 1,3 млрд руб. Однако предусмотрен еще вклад в уставный капитал Shtokman Development AG в размере 11,7 млрд долл. В Приразломное инвестиций на этот год не запланировано вовсе. Но для освоения обоих месторождений должна быть куплена плавучая буровая установка стоимостью 31,2 млрд руб. На разработку месторождений Ямала, что, в частности, предусматривает освоение Бованенково и строительство газопровода Бованенково — Ухта, в декабрьской редакции инвестпрограммы планировалось потратить 209 млрд руб., к лету сумма сократилась до 147 млрд, а теперь, как уже заявлял "Газпром", от инвестиций в эти проекты отказались, на год отсрочив ввод Бованенково. Также существенно упал объем вложений в строительство и расширение ПХГ — с предусмотренных в декабре 13,4 млрд до 5,1 млрд руб. Инвестиции же в большинство транспортных проектов, напротив, увеличены. Так, на строительство участка Грязовец — Выборг (сухопутного участка газопровода Nord Stream) будет потрачено почти 40 млрд руб. вместо 35,5 млрд руб., которые были одобрены советом директором в декабре прошлого года. Трубопровод Починки — Грязовец в этом году обойдется в 24,2 млрд руб. вместо 20,2 млрд. Затраты на трубу Джугба — Лазаревское — Сочи поднялись в шесть раз - с 3 млрд руб. до 19 млрд. А на газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток, на который теперь планируется потратить 50 млрд руб., изначально закладывалось всего 11,5 млрд. В "Газпроме" в пятницу не стали комментировать эту информацию. Сокращение инвестиций в Штокман косвенно говорит о том, что проект будет отложен, комментирует аналитик ИФД "Метрополь" Александр Назаров. Возможности переноса разработки проекта на более поздние сроки не отрицают и в "Газпроме". В пятницу зампред правления монополии Александр Медведев сообщил, что это возможно, если спрос в Европе не будет восстанавливаться нужными темпами. Было бы логично отложить Штокман вообще на 10—15 лет, считает гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Новые технологии добычи привели к избытку газа, себестоимость добычи которого намного ниже, чем на этом месторождении. Сокращение инвестпрограммы "Газпрома" — это адекватная реакция на снижение спроса на газ, и в особенности на российский, отмечает А.Назаров. Стоит помнить, что произошло падение цен на стройматериалы, говорит он. В рублях падение скорее всего было не таким значительным, как в долларах, тем не менее холдинг сможет снизить физический объем работ в меньшей степени, чем денежные затраты. Однако вложения в газопроводы эксперты считают завышенными. Грязовец — Выборг строят с декабря 2005 г., значит, его итоговая стоимость будет просто огромна, отмечает М.Корчемкин. Затраты на 1 км линейной части этого проекта в два с лишним раза выше нормативных (в пресс-релизе "Газпрома" от 23 ноября 2005 года говорится, что 1 км стоит 4,8 млн долл. по курсу того дня). Трасса пролегает в развитом районе европейской части России и не требует строительства подъездных путей, сервисных дорог и прочей инфраструктуры, говорит эксперт.