Недавний указ Президента Владимира Путина, защищающий "Газпром" от европейских контролирующих органов, не запрещает экспортному монополисту менять цену, лишая его лишь возможности корректировать механизм ценообразования. Об этом в интервью Reuters заявил замглавы правления концерна Александр Медведев.
Две недели назад Путин подписал указ, по которому стратегические предприятия лишь с согласия правительства РФ могут предоставлять международным организациям и иностранным государствам информацию о своей деятельности, изменять договоры и отчуждать имущество.
Евросоюз, получающий около четверти газа от "Газпрома", подозревает концерн в злоупотреблении доминирующей позицией на рынке Центральной и Восточной Европы и начал в начале месяца антимонопольное расследование.
Курирующий в концерне экспорт газа Медведев сказал, что формулу "мы менять не собираемся", посоветовав еврочиновникам обсуждать недовольство с их московскими коллегами - но в ценовых скидках "Газпром" свободен и после выхода указа.
"В указе написано, что речь не о стандартных пересмотрах цен. В том случае, если ставится вопрос о пересмотре системы ценообразования, это невозможно делать без разрешения уполномоченного органа. Но мы систему ценообразования сами менять не собирается, если кто-то собирается ее поменять - пусть обращается в российское правительство, а не к нам".
Под напором клиентов, крупнейшим из которых является немецкая E.ON, "Газпром" вынужден был пересмотреть условия европейских контрактов и начал в 2012 году возвращать деньги покупателям, получившим скидки задним числом.
Сейчас скидок добиваются польская PGNiG и немецкая RWE, про дискуссию с которыми Медведев сказал, что "идут нормальные переговоры и консультации, там где есть арбитражные разбирательства - идут разбирательства".
Медведев не видит повода для смены стратегии поведения Газпрома на европейских рынках, чьи регуляторы после выхода указа должны обсуждать все спорные вопросы не с монополией, а с российскими чиновниками:
"Выход указа Президента просто переводит эту ситуацию в одинаковую весовую категорию. Пускай Еврокомиссия с уполномоченным рабочим органом российского правительства обсуждает возможные проблемы, претензии и так далее. Мы будем продолжать свой бизнес так же, как и вели его раньше в полном соответствии с законодательством стран пребывания".
Аналитики опасаются, что указ Путина лишит "Газпром" гибкости в диалоге с Еврокомиссией и, в конечном счете, сослужит монополии дурную службу. Медведев считает, что это "очень своевременный указ... устраняет риск недобросовестного подхода к "Газпрому"".
В то же время, трейдинговая "дочка" "Газпрома" Gazprom Marketing and Trading (GMT) осуществляет трейдинг газа на рынке Великобритании на основе спотовых котировок, признает Медведев:
"GMT на рынке Великобритании с самого начала работала на тех принципах ценообразования, которые есть на этом рынке. Она по другому газ на рынке продавать не может".
На прошлой неделе GMT подписала трехлетнее соглашение с британской Centrica о поставках 2,4 миллиарда кубометров газа ежегодно - самый длинный контракт, не привязанный к нефтяным котировкам, связанный с продажами газа из РФ. Медведев говорит, что в операциях GMT есть не только российский газ.
"Основная часть этого портфеля - это российский газ. То что портфель оптимизируется при участии газа из других источников - это абсолютно нормальное и логичное действие", - сказал менеджер и призвал не считать беспрецедентный контракт предвестником отхода от нефтяных привязок.
После начала расследования ЕС Путин пообещал активнее искать другие рынки сбыта, крупнейшим из которых является Юго-Восточная Азия.
Концерн почти десятилетие безуспешно ведет переговоры с Китаем и обоими Кореями о прокладке трубопроводов в эти страны, но не может договориться о цене, а строить, не продав газ, не хочет.
Медведев сказал, что трубы в Китай не будет, пока не заработает завод СПГ во Владивостоке - один из самых амбициозных проектов концерна, рассчитанный на премиальный рынок Китая. Газпром неоднократно говорил, что также может увеличить мощности единственного пока в РФ завода СПГ, который работает в рамках проекта Сахалин-2. Его мощность - 10 миллионов тонн.
"Трубный газ на Китай будет обсуждаться по восточному коридору только - если будет - после запуска заводов СПГ... Будет ли это один завод - владивостокский, или два завода - расширение (Сахалина)", - сказал Медведев.
Оба завода, инвестрешения по которым ожидаются в конце 2012 года, будут производить до 25 миллионов СПГ в год.
Все это отодвигает тему "китайской трубы" до 2016 года: "Для того, чтобы подготовить проект и начать строительство (завода СПГ), потребуется 4-5 лет".
Кроме китайской, "Газпром" несколько лет продвигал проект транскорейской трубы, который практически заморожен после подписания меморандума между монополией и Японией о строительстве завода СПГ во Владивостоке.
При этом, китайская сторона уже интересовалась заключением контрактов на поставки газа из Владивостока, говорит Медведев: "Да, есть определенный интерес (у Китая законтрактовать СПГ из Владивостока), но мы не можем говорить вам, о каких объемах и сроках идет речь, но (интерес) есть".
В июне Медведев обещал уже в 2013 году переговоры с покупателями, желающими законтрактовать СПГ из Владивостока.
Читайте также: ЕК рассчитывает урегулировать разногласия с "Газпромом", не доводя до угрозы срыва поставок газа в ЕС
"То, что Китаю и другим странам региона нужен газ - никаких сомнений нет в этом вопросе, сколько этого газа потребуется - должен дать ответ покупатель а не продавец. Мы в состоянии поставить газа столько, сколько нужно будет и Европе, и Азии, и в форме трубного газа, и в форме СПГ".
Другие претенденты на СПГ из Дальнего Востока - Япония, Корея и Индия.
"В перспективе Пакистан, Бангладеш - рынок необъятный", -считает Медведев и потому уверен в успехе всех российских проектов в сфере СПГ.
Второй в России производитель газа, "Новатэк", будет строить завод на Ямале, также ориентируясь на регион Тихого океана. "Эти проекты не конкурируют друг с другом, поэтому они будут пущены в соответствии с планом реализации. (В регионе) достаточный спрос, плюс не надо забывать о возможностях, которые открываются путем своповых операций: СПГ на СПГ, СПГ на трубный газ, трубный газ на СПГ - рынок глобализуется, и мы будем использовать возможности глобализации".