Продовольственные ритейлеры практически отказались от развития. В первом квартале этого года игроки открыли только 47 магазинов, подсчитала исследовательская компания GT Partners Ukraine. Об этом РБК-Украина стало известно из публикации на Аbcnews.com.ua.
Для сравнения за январь-март прошлого года, сети расширились на 92 торговые точки. Такого значительного снижения темпов развития директор GT Partners Игорь Гугля не припомнит.
Эксперты уверены, что развитие рынка тормозит падение покупательской способности, дорогое банковское кредитование и курсовые качели.
Смена лидера и формата
По итогам первого квартала изменился лидер по темпам развития. Крупнейший украинский продовольственный ритейлер - АТБ открыл всего три торговые точки, тогда как в январе-марте прошлого года - 25. Как результат, сеть уступила первую строчку своему главному конкуренту - компании Fozzy Group (работает под торговыми марками "Фора" и "Сільпо"). На втором месте оказалась луцкая сеть "Наш Край", а на третьем - "АТБ", "Брусничка" и луцкий ритейлер "Сім-23".Первые три месяца текущего года принесли и другие тенденции. Большая часть новых магазинов - дискаунтеры и "магазины у дома. "В первом квартале на них пришлось 83% от общего количества открытых объектов, тогда как за аналогичный период их доля составила 33%", - отметил Игорь Гугля.
Сегодня, по данным GT Partners Ukraine, в Украине работает 3,33 тыс. продовольственных магазинов.
Денег нет
Смена приоритетного формата и замедление темпов развития ритейлеров имеют одну причину - экономическую. Ситуация в банковской сфере не способствует выдаче кредитов, а на собственные деньги могут развиваться далеко не все операторы, говорит директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева. "Возросли расходы на запуск, значительная часть которых привязана к долларовой составляющей", - отметила она. У банков нет свободных средств из-за оттока депозитов (по данным НБУ с января по март он составил 18 млрд грн), а Национальный банк реально выдает рефинансирование под 33% годовых в гривне.В открытие одного "магазина у дома" нужно вложить около 1 млн грн, в супермаркет - 8‑12 млн грн, а в гипермаркет - около 24 млн грн, подсчитывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. "Магазин небольшого формата может окупиться за два-три года", - добавляет он.
В смене приоритетов по формату свою роль сыграла и отсутствие подходящий больших помещений, но все же основная причина носит экономический характер.
Насытились
Рынок продовольственной розницы практически насыщен, поясняет антирекород по развитию сетей председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. По данным Государственной службы статистики, в январе-марте розничный товарооборот в Украине сократился на 25,6% и составил 103,9 млрд грн. Косвенно это подтверждает и совладелец продовольственной сети "Фуршет" Игорь Баленко, по словам которого, обороты ритейлеров в первом квартале выросли примерно на 5-7% в денежном выражении по сравнению с таким же периодом 2014 года. "Но количество проданных наименований товаров снизилось", - заметил он. По словам трех директоров ритейлеров, с начала года цены на продукты на полках продовольственных магазинов выросли в среднем на 30-40%.
Нельзя сбрасывать со счетов и влияние АТО. Игроки не только отказались от развития в этом регионе, но и потеряли свой бизнес, который вели на Донбассе. Например, как ранее писал ABCnews, АТБ потеряла в этом районе около 150 торговых точек. О закрытии торговых точек заявила и сеть фреш-маркетов "Брусничка".
Магазины мельчат
До конца года темпы развития сетей не вырастут, уверен Игорь Гугля. "Мы предполагает, что сети откроет вдвое меньше магазинов по сравнению с прошлым годом", - замечает он. Связано это с тем, что до конца текущего года экономическая ситуация в стране не улучшится.