14 сентября харьковский центр современного искусства "ЕрмиловЦентр" открыл выставочный сезон проектом "Предметы" художников Гамлета Зиньковского и Bob Basset’а
Около тысячи посетителей в день открытия выставки пришли в "ЕрмиловЦентр", чтобы по своему усмотрению прочитать историю о Городе, рассказанную художниками с помощью различных предметов. Ими стали девятнадцать кожаных масок и стимпанковая собака Bob Basset’а, стена с несколькими сотнями ножниц, которые Гамлет Зиньковский двенадцать лет собирает по всему миру, и повседневные предметы, художественно переосмысленные Зиньковским.
Кроме того, художники представили совместную видеоработу, снятую в Париже, и предложили зрителям (не) стрелять по художественным объектам в тире.
Выставка продлится до 21 октября. Вход традиционно свободный.
Художники вынашивали совместный проект полтора года - впервые художники заявили о своих намерениях еще в мае 2017 года во время Ночи Музеев в том же "ЕрмиловЦентре". В определенной степени "Предметы" стали результатом их совместных путешествий в Лиму (Перу) и Париж, а еще — совместных прогулок по городу и рефлексий о нем. Воплотить замысел помогла молодая харьковская кураторка Виктория Бавыкина, которая вместе с художниками сформировала концепт "Предметов": выставки, рассказывающей о различных сторонах города.
Искусствовед Зоя Звиняцковская, побывавшая на выставке "Предметы", полагает, что Гамлет Зиньковский и Bob Basset, по ее мнению, — наиболее урбанистически направленные современные художники Украины.
"В том, что делает Bob Basset, для меня очень много Харькова, — говорит Зоя Звиняцковская. — Его работы крайне урбанистичны, они — о городе как об определенной структуре, и если в Украине есть стопроцентный город без примесей, "настоящий" Город — то это Харьков. Мне очень нравится придуманное им определение — "техноромантизм", ему явно комфортно в городе как структуре, и тем гомункулам с шестернями вместо глаз, которые он создает, — тоже комфортно. Его город — здоровый и динамичный, он развивается и создает новые формы. Зато история отношений с городом Гамлета, по-моему, — другая. Он как будто тяготится городом и одновременно не может его покинуть, потому что любит. Поэтому он фиксирует скорее инфернальную сторону городской культуры, промежутки и щели в структурах, историю распада и самостоятельной жизни элементов систем, другую сторону города".
Экспозиция выстроена таким образом, что как бы приглашает на прогулку по городу, где пересекаются реальные предметы нереальных миров — с, напротив, фантасмагорическими созданиями, что непонятно каким образом оказались в нашей реальности. Есть завешанное черной тканью начало, коридор, в конце которого посетителей встречает подвешенная в воздухе стимпанковая собака Bob Basset’а. Есть стена, где Гамлет в своем узнаваемом стиле написал сформулированную куратором концепцию — так же, как он пишет на стенах домов.
Визуальная доминанта выставки — стена площадью примерно пятьдесят квадратных метров, увешанная коллекцией собранных Гамлетом ножниц. Боковые пространства заполнены масками Bob Basset’а, причем в одном из них художник приглашает зрителя к игре: маски проступают через антикварные зеркала с вытравленной амальгамой. Ты смотришь в зеркало (различные зеркала рассчитаны на разный рост) — и видишь вместо своего лица маску.
"Больше всего мне понравился этот ход с масками и зеркалами, — делится художница Оксана Солоп. — Ты смотришь в старинное зеркало и видишь в отражении вместо своего лица маску. Можно спроецировать на себя образы, которые создает Bob Basset, я ими восхищаюсь, они будто из других миров".
Куратор Виктория Бавыкина объясняет, что инсталляция с тиром исследует отношение современного зрителя к феномену актуального искусства. Реакции зрителей стали явными и ощутимыми, ведь каждый смог воспользоваться (или не воспользоваться) возможностью физически повредить художественное произведение.
"Искусство — это не только акт-созидание, а и смерть, а затем — перерождение. И постоянная нехватка фидбэка от зрителя, огромная лакуна между теми, кто создает искусство и теми, кто его потребляет, создает невозможность адекватно понимать зрительские реакции, чувства, эмоции по отношению к показанному", — комментирует Виктория.
О взаимодействии публики с искусством рассказывает и "стена ножниц", которая с первых же минут превратилась в селфи-зону — аналогично тому, как фонами для инстаграм-фото становятся муралы Гамлета в городе.
"Двенадцать лет назад мне приснилась огромная стена, на которой висят ножницы. С тех пор я начал их коллекционировать: находил по объявлениям, на барахолках по всему миру. Я не знаю, сколько в коллекции экспонатов, но даже семиметровой стены не хватало для экспозиции. Наконец-то сон стал реальностью, и я вижу эту стену перед собой", - рассказывает художник Гамлет Зиньковский.
В коллекции художника — ножницы для самых разнообразных целей: от обычных маникюрных к ножницам для стрижки овец, обрезания свечей и даже вареных яиц, датированные ХІХ веком. Есть даже ножницы, созданные в ХІІ веке, состоящие из двух лезвий и куска стали. Художник говорит, что ножницы для него — символ отсечения всего лишнего. Кроме ножниц, Гамлет представил свою коллекцию повседневных предметов, которые он попытался художественно переосмыслить: длинное черное пальто с надписью "Харьков в пальто", элементы мебели, канистры и пила "Дружба" и многое другое.
Директор "ЕрмиловЦентра" Наталья Иванова говорит, что полтора года посетители и журналисты спрашивали о проекте: его, очевидно, ждали. Но на такой ажиотаж даже не рассчитывали.
"Не припомню такого количества людей на открытии экспозиции в Харькове, — признается директор. — Это как в фильме "Выход через сувенирную лавку", когда Тьерри Гетта открывает выставку в Лос-Анджелесе и под галереей создается огромная очередь. Было очень много молодежи, и это означает, что эти авторы для нее — значимые, что молодые люди следят за новыми тенденциями, интересуются современным искусством, а следовательно — и мы делаем правильные вещи".
Событие в Facebook: Предметы. Гамлет Зиньковский Bob Basset
Відео: Как в Киеве прошел показ новой коллекции Андре Тана — Atelier Andre Tan (video.rbc.ua)
Напомним, ONUKA рассказала об экологической угрозе, новом клипе и мировоззрении интроверта.
Также украинский дизайнер рассказала, что такое сознательная мода и как масс-маркет вредит экологии.