ua en ru

Янукович занялся разведкой

7 июня президент Украины Виктор Янукович внес в Верховную Раду законопроект "О внесении изменений в законы "Об обороне" и "О вооруженных силах" (относительно разведывательной деятельности)", которым предусматривается расширение перечня мероприятий по подготовке государства к обороне в мирное время благодаря добавлению в него военной разведки. Это уже не первая инициатива нового президента в "силовой" сфере. Судя по всему, гарант решил всерьез заняться разведывательными службами и другими силовыми структурами.

Разведчиков перетасовали

Президентский законопроект уникален в первую очередь тем, что в нем законодательно регламентировано привлечение к разведывательной деятельности Главного управления разведки Министерства обороны Украины (ГУР МОУ). Авторами законопроекта являются министр обороны Михаил Ежель и начальник ГУР Виктор Гвоздь. В пояснительной записке к законопроекту Ежель и Гвоздь сообщают: "Целью принятия закона является обеспечение нормативно-правового регулирования военной разведки и ее функционирования для выполнения заданий вооруженными силами Украины в интересах национальной безопасности и обороны государства". Однако такое обеспечение получилось скромным. В статье 3 закона Украины "Об обороне" планируется дополнить перечень мероприятий по подготовке государства к обороне в мироне время проведением информационно-аналитической и разведывательной деятельности. Кроме того, планируется расширить функции ВСУ по обороне государства путем привлечения ГУР к проведению разведки. В принципе, этим законопроектом практически ничего нового в отечественное законодательство не вводится - ГУР и другим разведывательным структурам посвящен закон Украины "О разведывательных органах". Зачем же было делать такие оговорки?

"Понятно, что просто так выходить на президента с такими предложениями никто не будет - кто-то хорошо обосновал это дело. Думаю, это связано с политической конъюнктурой, чтобы показать свою активность и значимость", - сказал в комментарии "Коммерсанту" бывший глава ГУР Александр Галака. В пресс-службе ГУР изданию, в свою очередь, сообщили: "В условиях изменения ситуации вокруг Украины, в частности в связи с принятием закона об основах внутренней и внешней политики, проведение разведывательной деятельности является очень важной составляющей гарантии национальной безопасности. В связи с этим министром обороны совместно с ГУР была инициирована разработка этого документа". А "регионал" Юрий Самойленко напрямую связал этот законопроект с новым внеблоковым статусом Украины. Этим, мол, и объясняется необходимость принятия президентского законопроекта.

Такая законодательная активность не спасла начальника ГУР Виктора Гвоздя. 17 июня в СМИ появилась информация, что главный военный разведчик подал в отставку. По данным "ЗН", Гвоздь подал в отставку после того, как из Администрации президента получил "сигнал" о том, что Виктор Янукович видит на посту главы ГУР другую фигуру. Сам Гвоздь сказал, что рапорт еще не писал, а лишь подал заявление на лечебную комиссию, которая должна определить, может ли Гвоздь продолжать руководить военной разведкой. В случае негативного решения комиссии, Виктор Гвоздь не намерен продолжать службу в ВСУ. "Для меня в Вооруженных силах другой должности не существует", - сказал он "ЗН". Военная лечебная комиссия - очень грамотный в этой ситуации ход. Уйти из ВСУ через ВЛК, а не через рапорт значит не только получить компенсацию за подорванное на службе здоровье, но и "обелить" гаранта. Получится, что в отличие от увольнения начальника Генштаба Ивана Свиды или главкома ВМФ Игоря Тенюха, на президента никоим образом не ложится ответственность за уход профессионала из армии. Если Свиду "ушли", а Тенюх сам ушел из-за "противоречий" с новой властью, то Гвоздь рад бы остаться, да здоровье не позволяет.

Президентская "чистка" разведки не исчерпывается одним начальником ГУР МОУ. На следующий день после того, как Гвоздь подал рапорт на ВЛК, Верховный главнокомандующий сменил главу Службы внешней разведки. Вместо генерала армии Николая Маломужа СВР возглавил народный депутат Партии регионов, брат Елены Лукаш, Григорий Ильяшов. Однако Маломуж не канул в небытие, а был назначен советником президента. Это и понятно - профессионалов, подобных Маломужу, еще поискать. Именно Маломуж в далеком 1991 году спас картотеку агентурного аппарата 1-го отдела КГБ УССР от вывоза в Москву. Именно эти данные послужили основой для начала разведки независимой Украины. Свои достижения на посту начальника СВР Маломуж охарактеризовал так: "Могу ответственно сказать, что наша техническая разведка вошла в мировую тройку лидеров. А нашу модель симбиоза оперативной составляющей и технической разведки переняли разведки многих стран мира". Его сменщик - Григорий Ильяшов тоже не посторонний человек в спецслужбах - он опытный контрразведчик. Сможет ли он быстро приспособиться к новой специфике - покажет время.

Пока же деятельность украинской контрразведки, откуда и пришел Ильяшов, настораживает. Так, по информации прессы, между СБУ и ФСБ был подписан протокол о сотрудничестве, согласно которому в Крым вернулись российские контрразведчики. Этот шаг негативно оценил экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. "Российская контрразведка на нашей территории совершала недружественные акты, в том числе вербовочные подходы и подходы к секретоносителям, нарушая Уголовный кодекс Украины", - сказал он и добавил, что не видит необходимости в возврате российских контрразведчиков в Крым. Все их обязанности - частности, противодействие шпионажу на ЧФ РФ и антитеррористическая деятельность сможет исполнять СБУ. Нынешний глава СБУ Валерий Хорошковский со своим предшественником в корне не согласен. "Если мы говорим о том, что у нас есть иностранная база, то понятно, что она имеет экстерриториальное происхождение, соответственно, осуществлять контрразведывательную работу на территории кораблей Черноморского флота мы не можем", - сказал он. Вообще, при Хорошковском СБУ больше напоминает службу экономической безопасности государства. Что касается контрразведки, то эту сферу, судя по всему, решили отдать либо другим спецслужбам, либо поверить "российским коллегам" на слово.

Армейские будни

Одними разведчиками Виктор Янукович не ограничился. Еще до них он начал перестановки в армии. И дело одним министром обороны не ограничилось. Как и ожидалось, первым "под раздачу" адмирал Игорь Тенюх. Последовательный сторонник Оранжевой революции и такой же последовательный противник пребывания Черноморского флота в Крыму, Тенюх не вписывался в новую политику. Именно по инициативе Тенюха во время российско-грузинской войны 2008 года корабли украинского ВМФ пытались перекрыть выход российским кораблям из севастопольских бухт. В итоге его освободили от занимаемой должности 18 марта 2010 года, но отправили не в отставку, а в "распоряжение министра обороны".

Если с Тенюхом все было ясно сразу после прихода Виктора Януковича к власти, то вот с начальником Генерального штаба генералом армии Иваном Свидой вышел казус - его назначили только в ноябре 2009 года. Традиционно президент не трогал начальника ГШ - его смена была прерогативой самих военных. Как во многих странах СНГ, зачастую начальник ГШ "переживал" на должности министров обороны. Но со Свидой все вышло иначе. 31 мая стало известно, что Свида подал в отставку. "В сложившейся ситуации я признаю право президента реализовать его видение путей развития вооруженных сил. Он будет делать это с другим начальником Генерального штаба", - прокомментировал сложившуюся ситуацию Свида. "Я уверен, что такое решение было принято генералом под определенным давлением", - прокомментировал "УМ" шаг Свиды эксперт по военным вопросам Центра Разумкова Алексей Мельник. "Учитывая короткий срок пребывания Ивана Свиды на должности, кажется нелогичным, когда начальник Генштаба без каких-либо ЧП или скандалов типа "Новобогдановки" так быстро идет в отставку", - сказал Мельник. По его мнению, на такой шаг Свиду могло толкнуть недофинансирование армии и изменение формата отношений с НАТО. На место Свиды пришел генерал-лейтенант Григорий Педченко, бывший ранее замминистра обороны.

И хотя сам Янукович всячески ругал Юлию Тимошенко за то, что ее правительство при подготовке бюджета не учитывало интересы ВСУ, сам он и его команда оставили финансирование армии на уровне прошлого года - на уровне1% от ВВП. Этого не хватит ни на какую модернизацию. Мельник характеризирует такой бюджет, как бюджет "проедания, стагнации и развала". О каком переходе на контрактную армию в течение 5 лет может идти речь с таким финансированием?

Несмотря на всю свою риторику о внеблоковости и усилении армии - финансирование осталось на крайне низком уровне. Что же касается и армии, и разведки, власть предпочитает ставить не столько профессионалов, сколько преданных ей людей. Насколько это поможет развитию данных структур - покажет время. Пока же можно наблюдать не реальные успехи, а бумажные - новые ни к чему не обязывающие законы.