В Украине не хватает квалифицированных рабочих и инженеров
Сегодня количество официально зарегистрированных безработных приближается к 530 тысячам человек, а количество вакансий примерно - 66 тысяч.
Это данные Госкомстата. Среди них 42% - для рабочих, еще 15% - для людей, которые не имеют профессии. В результате имеем более половины вакансий по рабочим профессиям. Сейчас они в дефиците. Эксперты говорят, частично его создают и сами руководители предприятий.
"Зачастую возникает определенное несовпадение требований работодателя, когда он говорит о вакансии и то, что на самом деле предлагается", - считает Кирилл Ткаченко, директор департамента Конфедерации работодателей Украины.
Кроме того, на протяжении последних трех лет количество выпускников технических вузов ежегодно уменьшалась - примерно на 13 тысяч. Рабочая профессия потеряла престиж. В моде были менеджеры, финансисты, экономисты.
"Был отток интереса к специальностям рабочих профессий и приток экономистов, юристов, менеджеров. Здесь переизбыток, а там провал", - считает Наталья Зайцева, директор по развитию консалтинговой компании.
"Были перепрофилированы профтехучилища в абсолютно любые сферы: были просто присвоены под видом приватизации. А квалифицированные кадры не готовились", - рассказывает Михаил Волынец, председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины.
Сейчас, по словам представителей рекрутинговых агентств, - работники некогда востребованных профессий - первые на увольнение. А вот найти квалифицированных специалистов технических специальностей - практически невозможно.
"Мы в этом году занимались крупным проектом: искали буровых инженеров, искали по всей Украине. Работодатели отталкивались от запросов претендентов. Минимальную зарплату запрашивали от 800 долларов. Но в среднем, около 1000 долларов нормальный буровой инженер или эколог нефтегазовой отрасли может зарабатывать", - рассказывает Наталья Зайцева.
Почему безработных становится меньше
С каменщиками, слесарями, плотниками, фрезеровщиками вообще - тяжело. Настоящему профессионалу работодатели готовы платить от 2 до 8-ми тысяч гривен в зависимости от региона. Киев - самый дорогой. На сайтах по трудоустройсву водителю предлагают от 3000 гривен, фрезеровщику 2500-4000 гривен, каменщику 5000-8000 гривен. Но и требования работодателя значительно ужесточились. Например, с резюме на должность водителя требуют присылать и фото, а иногда требуют и знание иностранного языка. Правда, и зарплату предлагают большую. Слесарей, фрезеровщиков, каменщиков хотят с образованием по специальности и опытом без разрыва в работе.
"Увеличивается спрос на профессионалов своего дела, особенно квалифицированных инженерно-технических работников вообще, инженеров, технологов и конструкторов на производство, в частности. Ожидают, что возрастет количество вакансий в областях, связанных с госзаказами. А с лета 2010-го - и в тех, куда иностранные инвесторы (чего на свете не бывает!) бросятся вкладывать средства", - считает Сергей Беляев, координатор Ассоциации кадровых агентств Украины.
Другая тенденция. Рекрутеры заметили: некоторые работодатели даже при нехватке квалифицированной рабочей силы - стараются экономить. Ищут дешевых по оплате работников. В основном, среди трудовых мигрантов, которых в Украине работает около 1 миллиона.
"Вместо 1 работника в сфере строительства можно взять 2-3 мигрантов и заставлять их работать по 15-16 часов и платить им мизерную заработную плату", - рассказывает Михаил Волынец.
По прогнозам международных специалистов, Германия в ближайшее время потребует 200 тысяч инженерно-технических работников. Наши специалисты считают, что Украина не исключение и подобная тенденция перекочует и к нам.