Украинский авторынок вернулся к показателям 2004-2005 годов
"В январе-феврале 2010-го авторынок вновь упадет - продажи новых машин составят 10-11 тыс. в месяц, - убеждена генеральный директор ДП "АВТО Интернешнл" Елена Дунина. - Ни одного признака оздоровления рынка пока нет, как и причин для оптимизма".
С Еленой Дуниной сложно не согласиться. Рост автопродаж в декабре был ожидаем операторами и в основном обусловлен эффектом низкой базы (по данным AUTO-Consulting, в ноябре 2009-го было продано менее 10,9 тыс. авто - худший результат за весь 2009-й), а также оживлением рынка в канун новогодних и рождественских праздников. Кроме того, весь прошлый год - по декабрь включительно - автодилеры поддерживали продажи, предлагая беспрецедентные скидки и привлекая клиентов различными акциями за счет демпинговых цен на автомобили, закупленные еще в 2008 году по курсу 5-5,5 гривен за доллар. Но запас стоковых авто не бесконечен, и в конце 2009-го в продажу шли уже в основном дорогие машины, импортированные при среднем курсе 8-8,2 гривен за доллар.
Между тем импорт автомобилей в Украину также сократился. По данным председателя Гостаможслужбы Украины Анатолия Макаренко, объемы ввоза автомобилей в январе 2010 года упали в семь раз по сравнению с аналогичным периодом 2009-го. Сравнительно с январем 2008 года, разница составляет десятки раз.
По мнению экспертов, в 2010 году ситуация в автопроме существенно не улучшится. По разным оценкам, уже в I половине 2010-го цены на автомобили в гривне могут вырасти на 10-30%, что вновь спровоцирует падение спроса. В целом по итогам этого года продажи новых автомобилей сохранятся на уровне 2009 года (165-175 тыс. авто). Отечественный авторынок вернулся к показателям 2004-2005 годов. И, по всей видимости, пока не восстановится автокредитование (сейчас в кредит продается только около 5% автомобилей, в 2008-м - до 50%), продажи легковых машин расти не будут.