Украинский автомобильный рынок в I квартале 2010 г. еще находится под влиянием многих негативных факторов, поэтому говорить о четкой динамике еще рано. В феврале-марте продажи в целом складывались на уровне 2009 года, но существенно ниже, чем даже в 2006 году, сообщают аналитики компании «Атлант-М». Вместе с тем на данный момент есть основания утверждать, что развитие рынка в 2010 году будет идти по позитивному сценарию - прогноз по приросту рынка до 40%, т.е. 170-180 тыс. автомобилей, остается в силе.
Основными факторами реализации позитивного прогноза являются: улучшение экономической ситуации за счет благоприятной внешней конъюнктуры, достижение определенной политической стабильности, снижение рисков и удлинение горизонта планирования, приток в Украину капитала, выведенного в предвыборный период, стабилизация ситуации на валютном рынке. Кроме того, пока не применяются дополнительные меры по защите украинских автопроизводителей от импорта через пошлины и ограничения.
В Украине падение продаж по сравнению с 2009 г. составило 31%, а сами продажи опустились до уровня 2005 г. Стоит отметить, что на автомобильном рынке Украины в I квартале 2010 г. по сравнению с уровнем 2009 года существенно выросла доля иномарок, при этом основным положительным фактором послужила отмена осенью 2009 года 13%-ой надбавки к таможенным пошлинам. Сегодня ТОП-20 новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов выглядит так:
Место - I кв. 2010 |
Место - I кв. 2009 |
Производитель |
I кв. 2010 |
I кв. 2009 |
Прирост |
1 |
1 |
Hyundai |
2 452 |
3 297 |
-26% |
2 |
13 |
Kia |
2 258 |
1 312 |
72% |
3 |
4 |
Chevrolet |
1 848 |
2 335 |
-21% |
4 |
6 |
Mitsubishi |
1 836 |
1 935 |
-5% |
5 |
3 |
Chery |
1 430 |
2 575 |
-44% |
6 |
8 |
Renault |
1 425 |
1 591 |
-10% |
7 |
2 |
Toyota |
1 409 |
2 582 |
-45% |
8 |
11 |
Skoda |
1 202 |
1 358 |
-11% |
9 |
9 |
Volkswagen |
1 128 |
1 512 |
-25% |
10 |
10 |
Nissan |
1 015 |
1 505 |
-33% |
11 |
16 |
Opel |
1 010 |
1 196 |
-16% |
12 |
7 |
Ford |
779 |
1 650 |
-53% |
13 |
5 |
Geely |
691 |
2 045 |
-66% |
14 |
12 |
Mazda |
639 |
1 354 |
-53% |
15 |
14 |
Honda |
608 |
1 278 |
-52% |
16 |
15 |
Daewoo |
509 |
1 219 |
-58% |
17 |
18 |
Suzuki |
501 |
722 |
-31% |
18 |
17 |
Subaru |
486 |
800 |
-39% |
19 |
23 |
Ssang Yong |
445 |
203 |
119% |
20 |
20 |
Fiat |
363 |
386 |
-6% |
Все марки, за исключением Kia и SsangYong, показали в I квартале 2010 года отрицательную динамику относительно аналогичного периода 2009 года. При этом Kia взлетела с 13 места сразу на второе и вплотную приблизилась к сохраняющему лидерство Hyundai. При этом рост продаж марки Kia начался вскоре после перехода импортерского контракта к холдингу «Укравто» от корпорации «Богадан». Улучшили свои позиции Chevrolet и Mitsubishi. Несмотря на снижение объемов продаж, они опередили китайскую Chery занимавшую годом ранее 3 строку. При этом стоит отметить, что Mitsubishi на рынке Украины продолжает удерживаться в группе лидеров. Марка Renault (с учетом Logan) поднялась с 8 на 6 строку, опередив выпавшую из первой пятерки рейтинга Toyota. Более половины марок второй десятки по итогам I квартала 2010 года показали более чем двукратное падение продаж. Лучше других выглядели Fiat, Opel (государственная закупка модели Combo) и Suzuki, а SsangYong благодаря эффекту низкой базы добился двукратного роста продаж.
Десятка наиболее продаваемых автомобилей Украины выглядит следующим образом:
Место - I кв. 2010 |
Место - I кв. 2009 |
Марка |
Модель |
I кв. 2010 |
I кв. 2009 |
Прирост |
1 |
2 |
CHEVROLET |
Aveo |
1 128 |
1 387 |
-19% |
2 |
5 |
RENAULT |
Logan |
1 017 |
838 |
21% |
3 |
- |
OPEL |
Combo |
921 |
16 |
- |
4 |
1 |
HYUNDAI |
Accent |
648 |
1 799 |
-64% |
5 |
13 |
HYUNDAI |
Tucson |
620 |
627 |
-1% |
6 |
30 |
SKODA |
Octavia A5 |
572 |
310 |
85% |
7 |
- |
KIA |
Sorento |
501 |
106 |
373% |
8 |
14 |
MITSUBISHI |
Lancer X |
448 |
627 |
-29% |
9 |
28 |
CHERY |
Tiggo |
423 |
320 |
32% |
10 |
15 |
CHEVROLET |
Lacetti |
417 |
532 |
-22% |
Как сообщают аналитики компании «Атлант-М», по сравнению с периодом годичной давности свое место в ТОП-10 сохранили только лидеры - Chevrolet Aveo, Renault Logan и втрое сокративший продажи Hyundai Accent. Все остальные модели являются новичками первой десятки. Среди них 3 кроссовера (Hyundai Tucson, Kia Sorento и китайский Chery Tiggo), коммерческий Opel Combo и 3 модели гольф-класса Skoda Octavia A5, Mitsubishi Lancer X и Chevrolet Lacetti.
Вышеуказанные изменения в ТОП-10 повлияли и на общую структуру рынка по классам. Так, по итогам I квартала 2010 года имел место существенный рост доли внедорожников и коммерческой техники за счет массовых классов B и С. Также возросли доли Е-класса и минивенов. Стоит отметить, что продажи в премиум-сегменте по итогам истекшего квартала снизился в меньшей степени, чем рынок в целом - на 25%, и составили 1 396 машин против 1 858 авто годом ранее. На существенно сократившемся рынке платежеспособный спрос продолжает сохраняться в более дорогих сегментах.