Украинские порты отбирают грузопоток у России
С начала года объем транзитных грузов в украинских портах вырос на 21% и почти достиг докризисных показателей.
Больше всего увеличился транзит российской руды и нефти - предприятиям помогла хорошая внешняя конъюнктура и появившаяся в этом году возможность проведения более гибкой тарифной политики.
В перспективе отечественные порты могут претендовать еще на 10% транзитных грузов, идущих сейчас через российские порты, что оценивается примерно в 200 миллионов долларов дополнительного годового дохода, говорят эксперты.
Перевалка транзитных грузов в украинских портах по итогам восьми месяцев текущего года выросла на 21%, до 26,8 миллиона тонн, сообщил вчера журналистам министр инфраструктуры Борис Колесников.
Это немного меньше докризисного показателя (27,4 миллиона тонн) и первое свидетельство роста транзита с начала кризиса. Министр объясняет увеличение перевалки восстановлением мировой экономики после кризиса.
Транзит удалось увеличить за счет российской железной руды, а также нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации и Казахстана, отмечают участники рынка.
"С начала года транзит (в основном железной руды - Ред.) в нашем порту вырос примерно на 70%",- говорит начальник порта Южный Александр Лагоша.
По его словам, в основном эта продукция шла в Китай, поэтому ее было невыгодно переваливать в Санкт-Петербурге или Прибалтике.
Порты смогли также получить возможность транзита части железорудного сырья, которое ранее поставлялось на внутренний рынок, а затем было переориентировано на экспорт. ММК после вхождения в Метинвест отказался от импорта сырья из РФ.
"Эта руда должна была пойти на мировой рынок через российские порты, но контракты удалось получить Украине",- говорит эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
Фактически основным конкурентом украинских портов стал Новороссийский порт. Но отечественные предприятия предложили хорошие скидки, высокую скорость погрузки и прием судов под сыпучие грузы, отмечает Лагоша.
Эксперты отмечают, что если украинские порты в ближайшее время сохранят гибкую тарифную политику, это позволит им забрать еще часть российских грузов, идущих через черноморские порты.