В последние несколько месяцев основным игрокам на рынке контейнерных перевозок удалось стабилизировать предложение. Благодаря этому, ставки фрахта сдвинулась с исторического минимума и поднялись сразу на несколько сотен долларов США за доставку сорокафутового контейнера из главных портов Китая в порты Восточной и Западной Европы. Во многом это следствие регулирования предложения на Азиатско-Европейском направлении. Контейнерные линии перенасытили направление судами пытаясь удовлетворить некогда растущий спрос на перевозки.
По информации от компании Good Logistics, экспертов в области контейнерных перевозок, доставка контейнера стандартной вместимости в Одессу или Ильичёвск из Китая теперь обходится в эквивалент 500 долларов США. Однако, на ситуацию может повлиять набирающий обороты кризис в Китае, последствия которого вполне способны негативно повлиять на темпы роста объёма транзитных перевозок на ближайшие несколько лет.
Вместе с ростом ставок падают и объемы импорта в страну. С каждым кварталом украинские порты отмечают снижение объемов перевалки контейнерных грузов. Однако, подобное снижение объёмов импорта вряд ли можно связать с ростом ставок, оно скорее обусловлено обесцениванием национальной валюты и падением покупательской способности населения.
Как долго продлится тренд по укреплению ставок - пока что вопрос ибо несмотря на общую для всех контейнерных линий политику ценообразования, мировой контейнерный флот испытывает трудности с переизбытком грузовых судов. Эта особенность возникла по двум причинам: судовладельцы не спешат списывать старые суда, а в строительстве новых преследуется принцип "больше - лучше". Линии используют эффект масштаба, когда огромные по вместимости контейнеровозы перевозят больше TEU за раз. Таким образом, получается либо максимально снизить цены по некоторым направлениям, либо увеличить общую прибыльность рейса.
Традиционно важным фактором, влияющим на цену перевозок, является Китай. Причём влияет он как прямо, наращиванием экспорта, так и косвенно, когда внедряет те или иные проекты, которые на первый взгляд никак не связаны с морскими контейнерными перевозками. Последний и наиболее ощутимый такой прицидент произошёл когда Китай начал переходить на более экологически чистые источники энергии. Переход к строительству ГЭС серьёзно сократил динамику потребления Китаем угля, то же самое случилось и когда наметилась отрицательная динамика выплавки стали - меньше стали, значит меньше кокса необходимо для её выплавки. Эти два фактора больно ударили по беспечным судовладельцам, которые в попытке утолить увеличивающийся аппетит Китая в угле десятками заказывали новые грузовые суда.