На этой неделе молодые реформаторы хотят совершить настоящий прорыв "покращення" и ликвидировать главное наследство Тимошенко-Ющенко - государственную казначейскую систему.
Эта система, которая создавалась в конце 1990-х усилиями премьера Виктора Ющенко и главы бюджетного комитета Юлии Тимошенко, держится на базовом принципе: расходы бюджетного учреждения определяются бюджетом и не могут превышать доходов этого учреждения.
Это работало так. К примеру, депутаты Ивано-Франковского горсовета утвердили бюджет на следующий год, в котором предусмотрен 1 млн грн на ремонт дорог.
Горисполком может этот миллион потратить на ремонт дорог при условии, что соответствующие деньги есть на счету горсовета.
К слову, эта примитивная и простая схема впервые была применена в Британском парламенте еще в 17 столетии.
Как многие простые вещи, она оказалась по-своему гениальна, потому что не позволяет допускать многих проблем, которые влечет за собой жизнь "не по средствам".
Однако последние несколько месяцев правительство планомерно изживает изобретенный в Британии принцип.
С одной стороны, многие распорядители бюджетных средств, как правило, города, не могут осуществлять расходы в рамках утвержденных бюджетов даже при наличии средств. Казначейство, нарушая все законы и правила, блокирует эти транзакции. Об этом прямо заявляют мэры городов, даже лояльные к власти.
С другой стороны, ряд бюджетных организаций осуществляют многомиллиардные расходы, не предусмотренные бюджетом или их собственной сметой.
К примеру, только в ближайший вторник парламент утвердит свою смету на текущий год. Это означает, что все капитальные расходы Верховной рады, осуществленные с 1 января по 1 июля 2013 года, начиная от закупки мебели и заканчивая печатанием книг, - вне закона.
Также в понедельник стало известно, что НБУ потратил на покупку мебели около полутора миллионов гривен. Закладывалась ли эта сумма в план ведомства?
Вне закона и все капитальные расходы "Нафтогаза", потому что финплан этой организации на 2013 год по-прежнему не утвержден.
Не принята Радой и бюджетная резолюция на 2014 год, хотя согласно Бюджетному кодексу это должно было случиться до середины июня.
Не соблюден ритуал презентации Послания президента.
Этот документ, как и сопровождающий его спич гаранта, призван определить приоритеты в бюджетной и финансовой политике, да и в целом - вдохновить депутатов и правительство на плодотворную работу как минимум до конца года.
Узаконить часть этих недоразумений депутаты намерены на этой неделе, в очередной раз с попыткой принять пакет законов о казначейских векселях.
После их подписания президентом бюджетные учреждения смогут осуществлять расходы, не предусмотренные их сметами, даже без наличия необходимых средств на счету. Рассчитываться чиновники будут казначейскими векселями.
Как именно это будет происходить - неизвестно. Проект соответствующего закона дает чиновникам такое право, но не описывает процедуру - она будет определена отдельными постановлениями правительства.
Планируется реализовать следующую схему. К примеру, Госуправлению делами (ДУС. - укр.) для покупки очередного вертолета не придется вносить изменения в госбюджет - покупку можно будет оплатить казначейским векселем.
С помощью этих ценных бумаг можно также обновить автопарк парламента или купить новую партию массажных кресел для членов правительства.
Бывшие чиновники и депутаты возраста постарше младореформаторов отмечают, что многие представители действующей власти были слишком молоды, чтобы помнить, чем подобные фокусы закончились в начале 1990 годов.
Тогда государство также направо и налево раздавало госгарантии, и все выданные кредиты оказались невозвратными. Тогда государство также рассчитывалось по своим обязательствам векселями, что привело к кризису неплатежей и гиперинфляции.
"Старые донецкие" вкупе с олигархами сопротивляются как могут, осознавая, что разрушение казначейской системы ввергнет страну в жесткий кризис.
Однако этот страх борется с не менее сильной эмоцией - жадностью, с желанием заработать много денег на работе с векселями. Как раз сейчас идет торг "молодежи" и "стариков". Последние хотят, чтобы их или допустили к рынку обналичивания векселей, или назначали им не слишком большой дисконт.
Какая из двух эмоций - страх или жадность - перевесит, станет ясно в четверг вечером, когда будет голосоваться законопроект Валерия Омельченко №2290а.
По данным источников ЭП, вице-премьер Сергей Арбузов настаивает, чтобы депутаты проголосовали за этот законопроект без дискуссий и окончательно.
Благодаря денежному ресурсу и лоббистскому влиянию секретаря СНБО Андрея Клюева, который с недавних пор "трудоустроился" у Арбузова "решателем вопросов в парламенте", это желание кажется вполне выполнимым.
Если же проект в очередной раз провалят, депутатам придется сдавать билеты и забыть про отпуск еще на неделю. Дедлайн по решению этого вопроса - 9 июля, когда президенту Виктору Януковичу исполнится 63 года.
Если к тому времени депутаты не поддержат приоритетные для них три проекта по векселям и принятый в первом чтении закон о трансфертом ценообразовании, президент будет недоволен. Может случиться, что обе инициативы "похоронят".
Или, что тоже вероятно, кого-то не пригласят на день рождения "Папы" - со всеми вытекающими последствиями.