Почему Кабмин "притормозил" движение в ЕС
Пауза в евроинтеграции: что было за кулисами
Распоряжение Кабмина о приостановлении подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС перевернуло всю политическую повестку дня. Само оно известно. Но на основании чего оно было принято? Откуда взялась цифра в 160 млрд евро, необходимых для процесса евроинтеграции, которую назвал сначала премьер, а потом и президент? В распоряжении оказалась аналитическая записка под названием «Интеграционные риски Украины», подготовленная для Кабмина ведущими экономическими институтами Национальной академии наук Украины, - именно она и стала причиной четвергового распоряжения правительства. Документ состоит из пяти разделов, которые включают в себя анализ обоих векторов интеграции.
Согласно расчетам НАНУ, чистый торговый баланс для Украины (без учета остальных факторов) в 2014 году, в случае вступления в зону свободной торговли с ЕС, улучшится: экспорт увеличится на $1,5 млрд ($1 млрд - товары, $0,5 млрд - услуги), импорт - на $1 млрд. Поэтому в целом эффект от ЗСТ в 2014 году будет положительным - плюс 1% ВВП.
Эксперты указали и риски для отдельных отраслей.
Пищепром: отмена экспортного сбора на семена подсолнечника приведет к сокращению производства подсолнечного масла.
Сельское хозяйство: несоответствие значительной части отечественной продукции стандартам ЕС приведет к тому, что импорт из ЕС увеличится, а экспорт в ЕС останется на прежнем уровне.
Транспорт: потери в перевозках, так как 80% транзита формируется в рамках ТС, который будет искать альтернативные маршруты.
Автопром: ввозная пошлина на автомобили, максимальный размер которой составляет 10%, может применяться не более 15 лет. После этого пошлина должна быть либо снижена, либо отменена, что приведет к сокращению производства и снижению количества рабочих мест.
Легкая промышленность: постепенная отмена экспортной пошлины на кожаное сырье и скот лишит предприятия сырьевой базы.
«Думаю, оценка роста экспорта в страны ЕС в $1,5 млрд занижена, - считает глава аналитического департамента Eavex Capital Дмитрий Чурин. - Мы в 2014-м ожидаем рост экономики ЕС, а значит наш экспорт туда вырастет даже без создания ЗСТ. Поскольку экспорт в ЕС сейчас следует оценивать в $11-12 млрд, то с ЗСТ он будет выше.
Являются завышенными оценки риска потерь при грузоперевозках. Как бы ни хотели страны ТС обойти украинские маршруты, для транспортировки главное - расстояние и время. И поскольку через Украину идут кратчайшие маршруты, то транзит существенно не пострадает».
Положения второго и третьего энергопакетов предусматривают меры по энергосбережению, которые мы будем обязаны применять. Согласно расчетам НАНУ, положительный эффект эти меры дадут не ранее, чем через восемь лет, да и вложиться придется прилично: при этом именно первые семь лет потребуют наибольших вложений. Так, необходимые вложения в 2014-20 годах оцениваются в 14,6 млрд евро ежегодно, а экономить ежегодно мы будем 5 млрд евро. А в следующем десятилетии мы сможем ежегодно экономить 8,5 млрд евро при вложении 8,2 млрд евро в год. И, соответственно, выйдем в плюс на 300 млн евро.
«Это расчет по формуле «2,5 к 1»: чтобы получить 1 млрд экономии, сначала нужно вложить 2,5 млрд. С такой оценкой я полностью согласен, - считает независимый эксперт по энергетике Валентин Землянский. - Украина не готова сейчас к вхождению в европейский энергетический рынок, по причине высокой энергозатратности нашей экономики и нашего жилищного фонда. И в ближайшей перспективе ситуацию изменить невозможно».
Именно из этого раздела была взята цифра, озвученная лидерами страны. 160 (а если точнее, 156,3) млрд евро - это, по оценке НАНУ, стоимость перехода на стандарты Евросоюза во всех отраслях, в которых мы им не соответствуем. Из этой суммы треть составляют экологические стандарты (установка современного очистительного оборудования на заводах и фабриках), 2/3 - технические регламенты и другие нормы ЕС. Эту цифру эксперты вывели, проанализировав, сколько потратили на аналогичные цели Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Например, затраты Польши оценивались в 83 млрд евро, из которых 67,3 млрд ушли на модернизацию транспортной инфраструктуры и защиту окружающей среды. Венгрии на адаптацию к нормам ЕС понадобился 51 млрд евро. Переход на евростандарты Чехии обошелся в 8 млрд евро, из них львиная доля пошла на защиту окружающей среды и сельское хозяйство. Словакия потратила 6,4 млрд евро, самые большие инвестиции потребовались для поддержки бизнеса и остановки реактора АЭС. В целом эти четыре страны с общим населением 65 млн человек потратили 149 млрд евро.
Эксперты рассчитали, что львиная доля расходов у нас придется на 2013-17 годы - по 15-20 млрд евро ежегодно. «Поиск ресурсов для этих целей становится самой актуальной проблемой», - резюмируется в документе.
По мнению директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина, переносить украинскую ситуацию на опыт стран десятилетней давности некорректно.
«У меня большие сомнения по поводу этих 160 млрд евро. Почему именно в 2013-17 годы потребуется такое количество денег? Откуда взяли такие временные рамки?
Сейчас мы торгуем с ЕС без перехода на новые стандарты. Но если мы откажемся внедрять европейские технические стандарты, Украина будет отставать, станет аутсайдером и не увидит европейских инвестиций, которые наверняка зайдут после создания ЗСТ», - сказал эксперт.
Потери от заградительных мер, принимаемых РФ, по минимальному сценарию оцениваются в $4,6 млрд экспорта в Россию, по ожидаемому (исходя из нынешних тенденций) - в $8 млрд. И это, согласно выводам НАНУ, ликвидирует весь положительный эффект от ЗСТ с ЕС, так как падение ВВП составит до 1%. При этом Украина не сможет ответить России такими же заградительными мерами, так как условия, на которых мы вошли в ВТО, хуже российских. К примеру, импортная пошлина на пищевые продукты у России - 20,7%, у нас - 9,7%. Наибольшие потери от российской блокады в 2014-м ожидаются: у машиностроения ($750 млн), пищепрома ($500 млн), металлургии ($350 млн) и химпрома ($400 млн).
«$8 млрд потерь - это очень завышенная цифра, - считает Дмитрий Чурин. - Вариант, о котором говорится в записке, - это жесткая блокада. Мы думаем, что Россия на такую блокаду не пойдет, так как она ударит и по ее экономике».
Выигрыш в торговом обороте от присоединения к Единому экономическому пространству в 2014-м оценивается в $1 млрд по сравнению с ситуацией, которую Украина имела до торговой войны с Россией. Причем эта оценка производится, исходя из нынешней цены российского газа, а не тех, которые приняты в Таможенном союзе.
Но, по мнению экспертов НАНУ, основное преимущество вхождения в ЕЭП заключается в развитии кооперации и реализации совместных проектов, которые уже в 2014-м могут дать до $1,1 млрд или прибавку в 0,5% ВВП, а всего за первые пять лет ожидается рост продукции благодаря этому фактору на $13 млрд.
Экономист Василий Юрчишин с цифрами не согласен. «В течение 20 лет со странами Таможенного союза мы торговали в условиях зоны свободной торговли. У нас были совместные проекты и так называемая кооперация. Но это все не работало. Это искусственное затягивание Украины в давно забытые советские структуры и замыкание бедных стран на технологиях вчерашнего дня. Почему «Антонов» совместно с россиянами так и не смог сработаться? Очень много споров было по поводу интеллектуальной собственности», - считает Юрчишин.