Объявленная неделю назад революция возможностей соцсети Facebook привела к новым опасениям по поводу безопасности персональных данных.
Объединения по защите пользователей взволнованы тем, как сеть собирается использовать полученные из новых развлекательных приложений данные о том, что любят читать и слушать пользователи.
На прошлой неделе Facebook предоставила возможность не только сообщать друзьям о том, какую статью ты читаешь, какой фильм смотришь и какую музыку слушаешь в данный момент, но читать, смотреть и слушать одновременно.
Это касается пока ограниченного круга сайтов-партнеров Facebook. Для видео это Netflix, для музыки - Spotify и Deezer, для чтения - Guardian или Washington Post.
Эта функция дает новые возможности для слежки за участниками сети на сторонних сайтах, опасаются защитники прав пользователей.
Особенное недоверие вызывает механизм, который запускается после того, как пользователь подтверждает, что готов рассказать, что сейчас смотрит или слушает.
Facebook не стал отрицать, что собирает данные о действиях своих пользователей на сайтах партнеров в маркетинговых целях. Источник в соцсети заявил, что этим компания и намеревалась заниматься.
«Наша задача - предоставить доступ к этой потрясающей возможности всем 800 млн наших пользователей, а не маркетологам», - говорится в официальном заявлении Facebook.
Сеть уверяет, что «вложила значительные средства» в новую систему, предоставляющую «полный контроль» за безопасностью.
Новые возможности, объясняет Facebook, «работают только после того, как пользователь даст согласие на это», система в этом случае «уведомляет, как будут собираться и использоваться данные».
Это далеко не первый подобный скандал вокруг Facebook. Основатель Wikileaks Джулиан Ассанж назвал сеть «машиной для шпионажа».
Рекламщики будут использовать новую опцию в своих целях точно так же, как уже имеющиеся функции, опасаются защитники потребителей.
Так, кнопка «like», появившаяся в 2010 году, постепенно встала на службу рекламщикам как инструмент создания «спонсированных историй» - наиболее распространенного вида рекламы в сети, в котором используется имя и фото из профиля пользователя.
Теперь для создания рекламы личное мнение пользователя можно не спрашивать.
«Подразумевается, что раз ты это смотришь или читаешь, то это тебе нравится, - объясняет исполнительный директор Центра электронной информационной безопасности в Вашингтоне Марк Ротенберг.
- То есть все, что вы смотрите, будет ими продвигаться как уже понравившееся. Это превращает любое ваше взаимодействие с партнером соцсети в одобрение. Это неправильно».
«Если ваши друзья видят рекламу, сделанную на основе того, что вы решили обнародовать, это нормально, хотя, может, и раздражает. Но если они видят рекламу, сделанную с использованием вас, но без вашего ведома, - это уже отвратительно»,
- говорит активист движения за интернет-безопасность директор технических проектов Electronic Frontier Foundation Питер Экерсли.
Представители рекламы не скрывают, что революционные приложения открывают перед ними широкие горизонты.
«Подобные явления - благо для современных видов рекламы, таких как «спонсированные истории»: они обеспечивают прорыв, - признается глава по работе с социальными медиа в лондонском рекламном агентстве Carat Бен Айерс.
- Facebook просто должен очень четко объяснить пользователям, как контролировать то, чем и с кем они делятся».